Рейтинг@Mail.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

Березина Наталия Леонидовна

Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

задать вопрос автору

О проведении конкурса проектов с применением ИКТ в Архангельской области. Цели, оценивание работ, результаты.

В XVIII веке наш знаменитый земляк М. В. Ломоносов сказал: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии…». Так, в современной школе много учителей, которые преподают разные дисциплины. Дети становятся всесторонне развитыми. Но так ли это? Реальные знания и умения остаются у ребёнка только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. Таким образом, возникает необходимость преподносить знания учащимся так, чтобы дети понимали необходимость этих знаний.

В современных условиях становится актуальным использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приёмам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.

Однако внедрение в школу проектных технологий вызывает у большинства учителей неприятие. Учитель в данном случае должен не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Получается, что учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, и, мало того, он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Это требует дополнительное время для подготовки, но и дает положительные результаты.

В сентябре—декабре 2009 года в Архангельской области проходил «Конкурс проектов с применением ИКТ». Конкурс такого рода проводился впервые в Архангельской области. Организацией конкурса занимались сотрудники Архангельского регионального центра дистанционного образования АОИППКРО.

Цель проведения конкурса: поиск, обобщение и распространение новаторских идей применения ИКТ в своей деятельности учителями-предметниками.

Задачи конкурса:

В конкурсе приняли участие 114 человек из 7 городов и 16 районов области. Участники представляли учреждения следующего вида: средняя общеобразовательная школа — 54, основная общеобразовательная школа — 4, лицей — 2, гимназия — 3, специальная (коррекционная) школа — 1, профессиональное училище — 6, колледж — 1, техникум — 5.

На конкурс поступило 129 работ. Работы были выполнены одним автором или в соавторстве, по отдельному предмету или нескольким, один автор мог представить несколько работ. Проекты представляли все предметы школьной программы, были также конкурсные материалы по товароведению и внеклассной работе.

Для выявления победителей конкурса была сформирована экспертная группа, в состав которой входили специалисты и методисты по разным областям знаний. Каждую работу оценивали 2 эксперта. Баллы, выставленные экспертами, суммировались.

Экспертная группа оценивала работы по следующим критериям:

Максимальное количество баллов — 48 баллов. Наибольшее количество баллов, которое набрали участники конкурса — 42, наименьшее — 5.

Информация о проведении конкурса и его результатах была размещена на портале «Образование Архангельской области» (URL: http://www.arkh-edu.ru). Там же посетители сайта могли просмотреть 10 работ с наибольшим количеством баллов и проголосовать за понравившийся проект. Таким образом был определен победитель конкурса.

Большое количество работ, присланных из разных районов нашей области, а также их высокая оценка, позволяют сделать вывод о том, что педагоги Архангельской области активно используют в своей работе проектные технологии.

Литература

  1. URL: http://http://bio.1september.ru/2005/14/4.htm — Рохлов В.С., доцент МИОО, г. Москва Организация проектной деятельности в школе.
  2. URL: http://http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html — Проектная деятельность или Цели имеют право на существование!