Рейтинг@Mail.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ КАК МЕТАПРЕДМЕТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

Сырых Наталья Алексеевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Крюковская средняя общеобразовательная школа (МОУ Крюковская средняя школа), х. Крюково, Куйбышевский район, Ростовская область, Аспирантура ГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт», Ростовская область

задать вопрос автору

В докладе отражены причины использования информационных технологий в образовательной и исследовательской деятельности учащихся. Здесь же указаны пути реализации и практического применения разработанных электронных проектов учащихся в образовательном пространстве школы.

Современная школа испытывает острую потребность в развитии новых, более эффективных форм обучения, повышающих мотивацию учащихся, вовлекающих их в активное самостоятельное познание. Важную роль в решении этой задачи играют новейшие технические средства и технологии обучения. Обществу потребовались тысячи лет, чтобы накопить знания и усовершенствовать способы хранения и обработки собранной информации. С вступлением общества в век электроники и компьютерных технологий, появилась возможность эффективной обработки и представления информации. Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвинул в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования основ информационной культуры учащихся и педагогов. Эту задачу невозможно реализовать без включения информационной компоненты в образовательный процесс. Так персональные компьютеры стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Обучение компьютерной грамотности постепенно переместилось из старшей группы классов в младшую. С появлением большого количества новых программных продуктов, из курса информатики в школе постепенно вытеснялось программирование, которое заменилось освоением навыков работы с готовыми программными продуктами.

Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое воспитывается с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер стал частью его жизни.

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно её отображать и использовать.

Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей учащихся. Конечным результатом внедрения информационных технологий в процесс обучения является овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности человека.

Инновационный подход к обучению предполагает освоение материала с помощью творческих работ. В этом случае учащиеся не только на конкретном реальном примере осваивают новый программный продукт, но и развивают свой творческий потенциал.

Педагогическая целесообразность использования компьютера в учебном процессе определяется педагогическими целями, достижение которых осуществимо благодаря возможностям компьютера.

На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (физика, математика, экономика, биология). При этом они учатся четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Наибольший интерес вызывают творческие задания, в которых для всех учеников выдаются одинаковые задания, но конечные результаты работы поражают своим разнообразием. Чтобы проекты отличались друг от друга, ученикам необходимо приложить немало усилий. Роль учителя при таком варианте обучения очень важна. Он должен не только владеть технологией работы с приложением, но и обладать творческими способностями.

По мере изучения курса информатики и ИКТ учащиеся овладевают навыками работы с обширным набором прикладных программ и приложений. Они становятся достаточно опытными пользователями персонального компьютера. С другой стороны за это время возрастает их общеучебный уровень знаний. По мере взросления учащихся пополняется банк электронных работ, которые они выполнили.

Непрерывное изучение курса информатики и ИКТ позволяет постепенно совершенствовать навыки работы учащихся с информацией. На начальном уровне обучения школьники способны обработать небольшие объемы информации в силу физиологических способностей их возраста. Чаще их творческие проекты основаны на использовании простейших графических, текстовых и других редакторов. По мере взросления учащихся, их способности к анализу и синтезу полученных знаний возрастают. Увеличивается число программных продуктов и видов компьютерной и оргтехники, с которыми способны работать школьники. Сложность проектов уже значительно отличается по сравнению с ранее разработанными. Заметно возрастает активность и самостоятельность подростков, ищущих самовыражения. На уровне основной школы достаточно много творческих проектов, разработанных с использованием программных продуктов, выходящих за рамки школьной программы. Проекты перестают быть однодневными, находят дальнейшее развитие, обогащаются использованием аудио, видео клипов, цифровыми фото, обилием встроенных объектов. Интересны работы с использованием систем объектно-ориентированного программирования. В старшей школе учащиеся уже имеют достаточно развитое мышление, навыки системного обобщения материала, поэтому их творческие проекты становятся объемными, глубоко продуманными, актуальными и полезными для образовательного процесса в течение длительного периода. Лучшие работы учащихся находят своё продолжение в экзаменационных рефератах и проектах по соответствующим дисциплинам. Например:

  1. по информатике и ИКТ:
  2. по астрономии — «Эволюционирующая Вселенная»;
  3. по геометрии:
  4. по физике:

Работа по созданию творческих проектов учащимися с использованием ИКТ проводится по математике, физике, информатике и ИКТ, астрономии. Содержание творческих проектов расширяет и дополняет содержание соответствующих разделов учебных программ по указанным дисциплинам. Например, «Физика и техника», «Рычаги в быту, природе и технике», «Осевая и центральная симметрия», «Построение графиков функций методом элементарных преобразований» и другие. Определённая часть проектов являются интегрированными: «Суша планеты: аргументы и факты» (математика и природоведение), «Геоинформатика» (информатика и география), «Донской край» (математика, география, история, биология, музыка, изобразительное искусство, музыка, иностранный язык) иёдругие. Использование новых информационных технологий позволяет решать некоторые задачи нетрадиционными способами, а также решать прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться в силу сложности математического аппарата. Так, в школьном курсе математики учащиеся рассматривают уравнения, которые имеют точные решения. Однако в реальной практике решение большинства уравнений не может быть записано в явном виде. Их решение находится только приближенными методами. Разработанные электронные проекты учащихся позволяют решать такие задачи на уроках математики, физики, биологии, экономики очень быстро, отдавая компьютеру выполне6ние рутинной работы по проведению необходимых расчетов. Работы учащихся, связаннее с моделированием процессов реальной природы находят свое применение на уроках физики, химии, биологии. Моделирование физических явлений и процессов с помощью компьютера необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но их можно наблюдать или реализовать с помощью компьютерной техники. Учащиеся могут исследовать явления, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы.

Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Образовательный сайт по геометрии «Основные вопросы планиметрии в задачах», созданный одной из учащихся, позволяет осуществлять повторение, закрепление и контроль усвоения  материала геометрии 7—9 классов на нескольких уровнях сложности.

Процессы образования и обучения являются информационно-познавательными процессами, в которых знание присваивается субъектами образования. Поэтому здесь также необходимо развитие межпредметного взаимодействия, и действуют те же законы межпредметных отношений и те же требования к ним.

Предмет учебного познания един — это мир, включающий природу, общество, человека, интегрированные знания о мире, умения жить в этом мире и решать его проблемы, культура и мораль. Образование требует дифференциации и поэтому этот предмет представлен во множестве специализированных предметов, разнородных по одним признакам и однородным по другим. Без должного сочетания дифференциации с интеграцией образование так и останется многопредметным и локально выраженным.

Новизна решения проблемы осуществления межпредметных связей заключается в том, что предлагается использовать информатику и ИКТ как метапредмет, некую надпредметную оболочку, позволяющую более глубоко развитию межпредметных связей учебных дисциплин в средней общеобразовательной школе.

Установление межпредметных связей в школьных курсах физики, математики и информатики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Необходимость использования межпредметных связей между физикой, математикой и информатикой очевидна. Обучение этим дисциплинам должно сопровождаться использованием информатики и информационно-коммуникационных технологий как средства обеспечивающего наибольшую отдачу при изучении этих предметов. Работа по созданию проектов, даже самых малых по объёму и степени сложности, достаточно трудоемка как технически, так и в информационном плане. Время на разработку, подготовку и реализацию электронного проекта также требуется достаточно много. На сегодняшний день банк электронных разработок учащихся и совместных проектов учащихся и педагогов обширен. Использование электронных проектов в процессе преподавания математики, информатики и физики позволяет интегрировать знания и умения учащихся из различных предметных областей, на практике осуществлять исследовательскую деятельность учащихся, используя полученные результаты в последующих разработках учащихся. Этот материал позволяет реализовывать учебный материал более полно. Использование банка электронных разработок в образовательном процессе имеет ряд достоинств:

Реализация и использование электронных проектов учащихся дает возможность экономнее во времени определить структуру учебного плана, программ, учебников, что способствует рационализации учебного процесса в целом. Межпредметные связи, установленные в ходе работы над проектами, способствуют повышению научности и доступности обучения, значительному усилению познавательной деятельности учащихся, улучшению качества их знаний. Совместные усилия педагогов и учащихся позволяют сделать шаг вперед, как процессу образования, так и научно-техническому прогрессу в целом. Действительно, электронные проекты учащихся занимают достаточно широкую нишу образовательного пространства учреждения.

Литература

  1. Информационная культура: Новые информационные технологии. 11 кл.: Учебное пособие для образоват. Учреждений / А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов, М. А. Кузьменко и др. — М.: Дрофа, 2003.
  2. Информационно-компьютерные средства в школе: Методическое пособие / Под ред. проф. Г. К. Селевко. — Ярославль: ИРО, 2003.
  3. Коротенков Ю. Г. Проблемы формирования информационной культуры учащихся // Ученые записки НИО РАО. Вып.13. — М.: НИО РАО, 2004.
  4. Математика. 9—11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М. В. Величко. — Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Лапчик М. П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Хеннер; Под общей ред. М. П. Лапчика. —  М.: Академия, 2001.
  6. Ястребцева Е. Н., Быховский Я. С. «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.