Рейтинг@Mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Пластинина Татьяна Валерьевна

Муниципальное образовательное учреждение «Гусиноозерская гимназия» (МОУ «Гусиноозерская гимназия»), г. Гусиноозерск, Республика Бурятия

задать вопрос автору

Внедрение современных технологий во все сферы современного общества, задача освоения и приобретения соответствующих знаний школьным учителем становится всё более актуальной. В связи с увеличением информационного потока и развитием ИКТ в методике преподавания школьных дисциплин помимо традиционных классических средств обучения появляются новые электронные средства обучения.

Использование информационных технологий в школе рассматривается как средство, которое дополняет традиционную методику обучения и позволяет адаптировать системы образования к различным потребностям процесса обучения школьников. Современную школу невозможно представить без информационных технологий. Они применяются уже не только на уроках информатики — практически каждый учитель-предметник стремится разнообразить свой урок какими-нибудь информационными нововведениями, будь то мультимедийная презентация, буклет или целый комплекс информационных разработок, объединенных одной темой, одним словом — цифровой образовательный ресурс.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся. Оружие словесника — слово, но в наше быстроменяющееся время нужно искать новые методы повышения читательского интереса. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников.

Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. И современный урок русского языка и литературы немыслим теперь без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.

Исследования последних лет показали, что ученики 5—7 классов легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников. Использование самого распространенного средства — мультимедийной презентации MS PowerPoint — обогащает урок эмоциональной окрашенностью, возбуждает живой интерес к изучаемому предмету, облегчает процесс усвоения материала за счет визуализации информации.

При умении пользоваться программой MS Excel, можно создавать тесты для контроля и проверки полученных знаний. Такой способ удобнее обычного «бумажного» тем, что учителю не приходится просматривать кипу сданных на проверку работ — программа сама подсчитает правильные ответы и поставит оценку! Педагогу остаётся только занести полученные учениками оценки в журнал. Это существенно экономит драгоценное время учителей. Тесты удобны как в использовании на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Дидактический материал, представленный в электронном варианте, повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке и экономит время учителя при подготовке к уроку.

Программные продукты MS Word и Publisher — незаменимые помощники учителя, в них можно создавать конспекты уроков, памятки ученикам, плакаты с наглядным материалом для работы на уроке. Также использование ИКТ на уроках русского языка и литературы предполагает пользование ресурсами Интернет и электронными словарями и энциклопедиями, что заметно облегчает работу учителей и учащихся, не снижая её качества. Ученики могут поучаствовать в создании презентаций, лекции, докладов, исследовательских проектов. Такая совместная деятельность педагога с учащимися, несомненно, пробудит в последних живой интерес и желание работать дальше, узнавать новое, активнее и с интересом учиться. Таким образом, ИКТ не только прочно вошли в деятельность педагогов, но и уже незаменимы как средство разнообразить уроки, визуализировать, структурировать информацию, сделать работу над материалом разноплановой и интересной для учащихся.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Внедрение в традиционную систему «учитель—класс—ученик» новых компонентов — компьютера и компьютерной обучающей программы диаметрально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого» учителя. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика — право на качественное образование. Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока.

При этом следует твёрдо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе — отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

Литература

  1. Гусева А. И., Смольникова И. А., Филиппов С. А., Чиркова М. А. Основы применение ИКТ в учебном процессе. — Академия АЙТИ, www.academia.it.ru
  2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; Под ред. Е. С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Academia», 2003.