Рейтинг@Mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА БЖД СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Надеин Константин Александрович

НГУ им. П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург

задать вопрос автору

Внедрение в учебный процесс курса БЖД мультимедийной обучающей программы «Первая доврачебная помощь пострадавшим при несчастных случаях».

Использование мультимедийных средств в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека и продолжить разработку принципов исторического развития деятельности применительно к условиям перехода к постиндустриальному обществу.

Усвоение знаний предполагает овладение системой обобщений, составляющих основное содержание знаний. Л. С. Выготский [1] отмечал, что «Обобщение есть выключение из наглядных структур и включение в мыслительные структуры, в смысловые структуры. Подлинное усвоение основ наук невозможно, если обобщения, обладая чувственным наглядным характером, остаются неосознанными, слитыми с предметом и действием; оно невозможно и тогда, когда обобщения, оторвавшись от действительности, которую они отражают, абсолютизируются в сознании. Для полного и сознательного усвоения нужно уметь не только увидеть общее в единичном, но и единичное, и конкретное в общем».

По мере развития производства и научного знания увеличивается доля работников, занятых в информационной сфере — науке, образовании, управлении и планировании.

Сущность и специфика мультимедийных средств обучения влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и в большинстве языков организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.

Отличительными чертами современной жизни являются не только наличие насыщенного информационного пространства, к которому имеет доступ человек, но и необходимость владения специальными средствами, которые помогут ему там ориентироваться[2].

Этими средствами являются средства мультимедиа коммуникаций, или просто мультимедийные средства (ММС). Начиная с 60-х годов XX века, ЮНЕСКО активно поддерживает медиаобразовательное движение во всем мире.

«Медиаобразование (media education), — отмечается в документах ЮНЕСКО, — связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д.) и различными технологиями; оно даёт возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

  1. анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
  2. определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;
  3. интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
  4. отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;
  5. получать возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Условия открытого обучения, создаваемые мультимедийной информационной средой, должны способствовать развитию мышления учащегося и ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании людьми многих явлений и закономерностей, однако, нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий в результате лишь набором заученных фактов и навыков.

Ha первом этапе мультимедийное средство или ресурс выступает предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются знания о работе средства, изучаются языки и приемы взаимодействия с ним, усваиваются навыки работы.

На втором этапе этот мультимедийный ресурс превращается собственно в средство решения каких-либо учебных или профессиональных задач.

Подобное превращение предмета в средство и обусловливает развитие деятельности и мышления человека, предполагает перестройку привычных действий, форм и способов деятельности.

В учебный процесс курса БЖД опробована и внедрена мультимедийная обучающая программа «Первая доврачебная помощь пострадавшим при несчастных случаях» (производство фирмы «Знак-Комплект»).

В данной программе используется комбинирование компьютерной графики, анимации, живого видеоизображения, звука, других медийных компонентов — всё это дает совершенно уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым.

Ещё одним неоспоримым преимуществом обучающей программы является интерактивность, которая обеспечивает диалоговый режим на протяжении всего процесса обучения. Благодаря этому, обучающие программы оказывают значительную поддержку студентам, облегчая процесс обучения и избавляя их от тех элементов занятий, которые не обеспечивают усвоения необходимого материала. С помощью данной мультимедийной обучающей программы студент может сам задавать себе скорость обучения и самостоятельно его контролировать.

Обучающая программа строится по определённым принципам: аудиовизуальные лекции разбиты на тематические разделы и хорошо структурированы. Система навигации позволяет быстро найти и перейти к любому выбранному фрагменту, остановить воспроизведение, повторить и «перелистать» экраны, оснащенные звуковыми картами, дикторское озвучивание дублируется текстовой информацией.

Используемая программа содержит блоки проверки знаний, а также программные приложения, обеспечивающее регистрацию пользователя и ведение протокола обучения.

Содержание и оформление мультимедийного средства обучения должны обеспечить повышение уровня мотивации обучения и поддержание высокой степени работоспособности обучаемого за счёт грамотной организации диалога и дружественной атмосферы.

Литература

  1. Выготский Л. С. Психология развития человека. / Выготский Л. С. — М.: 2003. — С. 29—35.
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека. / Выготский Л. С. — М.: 2006. — С. 15—17.