Рейтинг@Mail.ru

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ

Лазыкина Майя Геннадьевна, Зуева Римма Минлигуловна

Института непрерывного педагогического образования (ИНПО), Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития рёбенка — детский сад № 50 “Родничок”» (МАДОУ №50), г. Набережные Челны

задать вопрос автору

В данной статье рассказывается о практическом опыте использования интерактивных средств обучения на занятиях с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Приведены примеры интерактивных заданий на математическое развитие, расширение представлений об окружающем мире, обучение второму языку, развитие интеллектуальных способностей детей.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования. Информатизация системы образования предполагает обучение с самого детства с использованием современных технологий на всех этапах образовательного процесса: дошкольном, начальном, среднем, профессиональном.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 50 “Родничок”» (ДОУ № 50) осуществляет углублённую работу по четырём направлениям:

Тенденции развития системы образования предполагают непрерывность и преемственность в дошкольном и начальном образовании в содержании, методах и формах организации обучения и воспитания, в том числе и в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В рамках реализации национального проекта «Образования» школы Республики Татарстан стали оснащаться интерактивным оборудованием. Совместные семинары педагогов ДОУ и учителей начальной школы продемонстрировали, что использование интерактивного оборудования в начальном звене делает обучение более увлекательным, ярким, создаёт у учеников чувство сопричастности, стимулирует активность, добавляет к учебе игровые элементы. Практический опыт заинтересовал воспитателей, педагогическим советом ДОУ № 50 было принято решение об активизации работы в данном направлении.

В 2009 году дошкольному учреждению присвоен статус опорной площадки государственного образовательного учреждения «Институт непрерывного педагогического образования» города Набережные Челны по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников». В рамках деятельности площадки была разработана программа по работе с детьми. Для внедрения данной программы в детском саду было принято решение об оборудовании учебного кабинета для проведения занятий с использованием интерактивного оборудования. В учреждении есть помещение для организации дополнительных кружковых занятий, которое имеет разрешение Роспотребнадзора. Согласно расписанию кружковые занятия проводятся только во второй половине дня, а значит, существует возможность использовать данный кабинет полностью. Для оснащения кабинета необходимо было решить вопрос, связанный с выбором интерактивного средства для решения задач дошкольного учреждения, а именно:

Был выбран следующий минимальный вариант комплекта интерактивного оборудования для детского сада:

Коллектив ДОУ отличается стабильностью, наличием творческого потенциала. Инновационная деятельность по внедрению ИКТ в образовательный процесс ДОУ предусматривала повышение квалификации и педагогического мастерства педагогов, а именно, уровня их информационной культуры, компетентности в использовании интерактивных средств обучения. Методическая работа с кадрами направлена на участие воспитателей в различных мероприятиях: проблемных курсах, мастер-классах, семинарских занятиях и т. п. Воспитатели ДОУ посетили практико-ориентированный семинар «Интерактивные технологии в образовании» и проблемные курсы «Разработка интерактивных заданий для занятий с детьми в ДОУ», организованные Институтом непрерывного педагогического образования. На установочном семинаре были представлены вариативные формы дошкольного образования с использованием интерактивных технологий. Обучение на курсах было направлено на формирование профессионально-личностной готовности воспитателя к инновационной деятельности, то есть на формирование готовности педагога к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации, умением владеть новыми технологиями.

Таким образом, по итогам повышения квалификации педагоги ДОУ владеют базовыми знаниями в области ИКТ, могут эпизодически применять компьютерные технологии в работе с детьми, владеют навыками разработки собственных информационно-обучающих программных продуктов. Для создания учебных программных средств могут использовать, как офисные технологии, так и другие прикладные приложения, изучаемые в рамках курсовой подготовки в соответствии со специализацией педагогов, работающих в дошкольных учреждениях.

Авторами статьи предлагаются примеры фрагментов занятий, подготовленных воспитателями для «ярмарки педагогических идей». Занятия проводились в соответствии с планом методической работы ДОУ с целью распространения инновационного педагогического опыта. План предусматривал проведения следующих занятий:

  1. математическое развитие (2 младшая группа, старшая группа);
  2. ознакомление с окружающим (старшая группа);
  3. обучение русскому языку (татарская, подготовительная группа);
  4. обучение татарскому языку (русская подготовительная группа);
  5. работа с детьми, имеющими опережающее развитие.

Примеры занятий с использованием интерактивных средств обучения

1. Задание на соотнесение числа с количеством (рис. 1).

Педагог предлагает детям найти карточку с цифрой и сопоставить её с карточкой с предметами. Дети поочерёдно подходят к интерактивной доске и двигают карточки с предметами к курточке с изображением соответствующего числа.

2. Задание на количественный счёт (рис. 2).

Воспитатель предлагает сосчитать количество заколок, цветочков на платье на фото куклы. Дети считают вслух хором.

Педагог раскрывает «ширму» и просит детей украсить прическу куклы бантами. Ребёнок передвигает банты на голову куклы, дети хором подсчитывают количество бантов.

Аналогично, дети «дарят» кукле цветы и считают их.

Хотелось бы отметить активное участие детей в выполнении практических заданий.

3. Задание на определение состава числа 7 из двух меньших (рис. 3).

Детям предлагается сложить путём передвижения число из двух полосок различного цвета (задание у доски выполняет один ребёнок, остальные за столами выполняют работу самостоятельно из набора Кюизнера). После завершения задания ребятам предлагается сверить результат с тем, который находится за «ширмой».

4. Задание на внимание, знание геометрических фигур, классификации по трем признакам: цвет, форма, величина (рис. 4).

Нужно расселить жильцов в домики, используя знаки-подсказки (задание у доски выполняет один ребёнок, остальные за столами выполняют работу самостоятельно с блоками Дьенеша).

5. Задание на классификацию групп животных: домашние, дикие (рис. 5).

Дети передвигают к условным обозначениям изображения животных, называют их. При условии правильного выполнении задания, дети активизируют звуковое сопровождение, имитирующее голос животного.

6. Задание на составление загадки с опорой на схему (рис. 6).

Детям предлагаются картинки и схема. Ребятам необходимо озвучить текст загадки и отгадать её. В случае правильного ответа педагог отодвигает «ширму» и показывает картинку-отгадку.

7. Задание «Кто, где живет?» на сопоставление (рис. 7).

Дети называют животного, его жилище и маркером проводят линии, соединяющие изображение животного с его жилищем.

8. Игра на внимание (рис. 8).

Ребятам необходимо внимательно посмотреть на рисунок, затем рисунок закрывается ширмой, а дети должны его воспроизвести в тетрадях, на доске.

9. Игра «Передвижение по игровому полю» на развитие алгоритмического мышления (рис. 9).

Один из желающих игроков стоит у доски спиной к ней, другой играющий выполняет его команды на доске. Условие игры: звезда начинает движение с центра поля, передвигается по всему полю, выполняет команды: вперед, влево, вправо, вниз. Выигрывает тот, кто дольше продержится на игровом поле.

Практический опыт педагогов ДОУ №50 показал, что применение интерактивных средств обучения позволяет: