Рейтинг@Mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Алексеева Марина Арнольдовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3 6», г. Анжеро-Судженск

задать вопрос автору

В статье говорится о необходимости применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникационных технологий, освещён опыт по шести направлениям использования ИКТ: — ведение рабочей документации в электронном формате; — мониторинг контроля качества; — в качестве наглядного пособия; — проектной деятельности учащихся; — элементы дистанционного образования; — саморазвитие и самообразование педагога.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания — предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование — это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы. Активно осваивать и внедрять в образовательный процесс начальной школы ИКТ начала с 2006 г. В своей педагогической деятельности выделяю шесть направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате: составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, создание методических копилок:

Использование ИКТ даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации. Для улучшения качества образования и результативности обучения провожу мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся, используя рекомендации авторов программы «Начальная школа XXI века». Мониторинг даёт важную информацию учителю, родителям о месте учащегося в соответствующей возрастной группе с точки зрения уровня его подготовки по определённой дисциплине. Результаты выполнения учащимися контрольных работ, диагностических обследований, представленные в электронном приложении, позволяют мне и родителям увидеть наглядно итоги усвоения программного материала по каждому предмету, по каждому ученику в отдельности и по классу в целом, что позволяет проводить системный анализ качества обучения учащихся. Такое представление позволяет сделать обучение открытым и доступным для всех участников образовательного процесса. Это второе направление моей деятельности.

Третье направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения электронных наглядных пособий, в частности, диски из серии:

Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.

Включение учащихся в проектную деятельность с использованием ИКТ — является чётвертым направлением. В рамках изучения курса информатики Горячева  предусмотрено создание проектов практически к любой теме. Мои ученики создали следующие:

Все работы представлены на городской научно-практической конференции. Считаю, что проектный метод способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала.

Пятое, и весьма обширное, направление использования современных информационно-коммуникационных технологий — дистанционное образование учащихся начальных классов. Для себя выделила возможные направления использования дистанционного образования на начальной ступени обучения: работа с одарёнными детьми; часто болеющими детьми, а также системы факультативов для всех учащихся. Хочу отметить высокую мотивирующую эффективность проведённой работы: только за первое полугодие 4 класса определился победитель в математической олимпиаде «Сократ», активное участие в VIII Международной Интернет-Олимпиаде «Эрудит планеты-2009», Мир конкурсов «Приключение Незнайки».

Самообразование и саморазвитие — важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и ещё одно направление (шестое) использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности. Представление моего педагогического опыта по использованию ИКТ в областном конкурсе в 2009 году«ИТ-педагог Кузбасса XXI века» отмечено сертификатом участия.

Система работы с применением ИКТ нашла свое отражение в городских конкурсах «Учитель года—2007», «5У», аналитической справке Федерального конкурса «100 лучших учителей России» победителем которого я являюсь. Неограниченны возможности внедрения ИКТ в практическую деятельность: так со следующего года я планирую ведение электронного классного журнала на сайте скул он-лайн, что поможет мне оптимизировать взаимодействие с родителями через сервисы, предоставляемые этим порталом. Ведь учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребёнка в процессе обучения.