Рейтинг@Mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЦЕИСТА

Кургузов Виталий Александрович

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1» (МОУ «Лицей № 1»), г. Оренбурга

задать вопрос автору

Проблема подготовки конкурентоспособного человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, способности самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях становится всё более острой и потому требует незамедлительного решения, одним из которых является использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. В сложившихся социально-экономических условиях общество ставит перед российской системой образования задачи воспитания конкурентоспособной личности, владеющей коммуникативными умениями, которые позволют ей свободно ориентироваться в быстро меняющихся и разнообразных информационных потоках, овладевать новыми технологиями, использовать для достижения целей имеющиеся знания в ситуациях слияния предметных областей и быть социально ответственной за собственные поступки и действия. Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Овладение такими способами познания и взаимодействия с действительностью возможно в условиях активного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Актуальность постановки проблемы использования информационно-коммуникационных технологий как средства формирования конкурентоспособной личности усугубляется рядом противоречий, имеющих место в преподавании географии:

В современной школе имеются необходимые условия для достижения эффективности использования ИКТ:

Основная идея педагогического опыта и её инновационный характер заключается в том, что мы рассматриваем управление качеством географического образования на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, через решения задач на уровне ученика:

На уровне учителя:

Необходимо отметить, что ИКТ были неотъемлемой частью педагогического процесса и в «докомпьютерную эпоху». Но с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе данный термин приобретает новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Мы видим два основных направления использования современных информационных технологий, повышающих эффективность и качество географического образования.

Первое — предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении образовательных задач. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни, при этом, сокращая разрыв между требования общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа.

Второе — рассматривает современные информационные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность, обеспечить широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе географического образования [1]. При этом, изменяя роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны, а компьютер и многие учебные программы в данном случае выступают универсальными средствами обучения.

Исходя из накопленного педагогического опыта, целесообразно выделить представление о трудностях, трудоёмкости и рисках использования современных ИКТ.

Трудности — недостаточное количество методических разработок по использованию информационно-коммуникационных технологий по конкретным разделам и предметным курсам. Моделирование  индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления через использование ИКТ, росту интеллектуальных способностей, формированию географического стиля мышления.

Трудоёмкость — разработка собственных информационных ресурсов, на основе тщательного отбора и систематизации материала, его адаптации к требованиям стандарта, корректировка готовых информационных ресурсов, в связи с  динамично меняющимися процессами, происходящими в обществе. 

Риски — отсутствие системы и дозировки использования информационно-коммуникационных технологий противоречит здоровьесберегающим технологиям, ослабляет мотивацию обучения, снижает интерес. Отсутствие системного использования информационно-коммуникационных технологий в других школах не даёт возможности ознакомиться с опытом работ, что выводит на риск субъективности в оценке результатов и не гарантирует от ошибок.

Однако уже сейчас можно сделать выводы о том, что накоплен определённый опыт работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании предмета, выявлены условия, определено содержание, наиболее удачно отвечающее поставленным целям. Чётко определена позиция ученика и учителя. Выявлены трудности и риски использования ИКТ. Диагностика результатов использования современных ИКТ в виде психологических тестов, анкетирования на определение изменения мотивации, познавательных интересов, потребностей и эмоционального настроя, информационной культуры учащихся показала устойчивые положительные результаты: систематическое использование данных технологий создаёт возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, актуальной информации, способствующей осуществлению «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации, тем самым, повышая мотивацию учащихся к изучению предмета, возможности выбора дальнейшего жизненного пути. Способствует росту профессиональной компетенции и социальной мобильности  педагога.

Наш опыт показал, что использование современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании предмета несёт практическое применение полученных знаний и умений в жизненных ситуациях, имеет огромное значение как для создания мощного стимула к дальнейшему приобретению знаний и прочного усвоения уже полученных, так и для формирования целостной географической картины мира. Способность учащихся грамотно работать с информацией, структурировать и систематизировать является одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития и самореализации личности.

Литература

  1. Каргапольцева Н. А., Семенова Н. Г. Мультимедиа в образовании. — Челябинск: Изд-во Южно-Уральского отделения РАО, 2003. — С. 85—87.
  2. Федоров А. В. , Новикова А. А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. — С. 36—38.
  3. Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. — М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. — 54 с.