Рейтинг@Mail.ru

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Кузнецова Наталья Валерьевна

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 (МОУ СОШ № 2), г. Барабинск, Новосибирская области

задать вопрос автору

Цифровые образовательные ресурсы педагог-психолог может использовать практически в любом виде деятельности, наряду с учителями-предметниками. Это обеспечивается вариативностью содержания и форм, разработанных ЦОР, а также предлагаемых в них форм работы учащихся, тестов, консультаций.

Развитие человека — прямая и главная цель обучения. Психолого-педагогическое сопровождение развития и обучения ребёнка — цель работы педагога-психолога. Современные требования к учебному процессу включают организацию активной познавательной деятельности учащихся, формирование активной жизненной позиции учащихся. Сегодня школа ориентирована на использование современных методов, приёмов и технологий обучения при использовании цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми.

Занятия по психологии

Для применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках психологии и технологии профессиональной карьеры, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения, необходимо соответствующее оборудование. Я использую в своей работе:

Вариант, когда учащиеся и педагоги имеют возможность использовать мобильные компьютеры, объединённые в локальную сеть, уже не малодоступное исключение. Всё это создаёт возможности для систематического использования компьютерных технологий не только в работе учителей-предметников, но и в работе психологической службы школы. Создание фонда цифровых образовательных ресурсов и методических разработок (как в медиатеке школы, так и собственной коллекции) позволяет, готовясь к занятию, скопировать на локальный компьютер необходимые ресурсы и выстроить собственную модель урока. Комплексные цифровые ресурсы представляют большие возможности для многостороннего использования — от усвоения новых знаний до формирования других образовательных результатов (умений, компетентностей, исследований личностных особенностей в форме тестирования).

Элективные курсы «Выбор профессии» в рамках предпрофильной и профильной подготовки учащихся

Суть предпрофильной подготовки — создать образовательное пространство, способствующее самоопределению ученика при организации информационной работы и профильной ориентации. Цифровые образовательные ресурсы, разработанные под содержание курса профессионального самоопределения, предоставляют большие возможности для методического обеспечения нового для школы « надпредметного» содержания, с одной стороны, и для создания разного рода творческих и компетентностных заданий для учащихся — с другой. Цифровые образовательные ресурсы, дополняющие содержание одной или нескольких тем, позволяют смоделировать и предложить учащимся разнообразные тематические разделы для учащихся в рамках профильной подготовки.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся. Стоит разделять исследовательскую работу учащихся в рамах классно-урочной деятельности и организацию самостоятельных научных или проектных исследований по психологии. Вне зависимости от того, индивидуально или в группе будет проводиться исследование, в рамках занятия можно предложить учащимся объекты для психологического анализа и некоторые общие схемы действий. Изучать по книге эмоциональные состояния людей, действия подростков — не интересно. Компьютерные технологии, которые предполагается использовать, позволяют предложить в качестве объектов для исследования как традиционные для школы письменные источники (которые могут быть представлены в виде фотографий и т. п.), так и различные вещественные источники и модели в виде специально разработанных цифровых образовательных ресурсов. Продукт исследовательской деятельности по психологии тоже может быть оформлен как ЦОР: например, учащиеся могут найти дополнительные материалы по изучаемой теме, составить свои анкеты, опросники, создать сайты, имеющие социальное значение (например, по итогам исследования ценностных ориентаций современных подростков, по исследованию отношения молодых людей к употреблению психоактивных веществ). Таким образом, вместе с навыками исследовательской работы у школьников вырабатываются коммуникативные навыки, они учатся применять новые для себя технологические инструменты (PowerPoint, Adobe Photoshop и др.).

Коррекционная работа с учащимися

Электронные учебные модули можно использовать как средство коррекции не только знаний и учебных умений учеников, но и недостатков в развитии познавательной, эмоционально-волевой сферы деятельности учащихся. Коррекционная работа сконцентрирована на устранении причин, затрудняющих обучение. Данный вид работы организован  индивидуально с помощью электронных пособий и комплексов, направленных на психологическое развитие учащихся. Также с помощью новых информационных технологий осуществляется индивидуальное тестирование учащегося, программа сама определяет тип темперамента учащегося, уровень его самооценки и тревожности. Компьютер в данном случае становится незаменимым помощником — психодиагностом. Психолог при этом выступает только в роли консультанта. Кроме того, можно заниматься сразу с несколькими учащимися, имеющими нетипичные проблемы. Таким образом, коррекционная работа будет максимально индивидуализирована.

Консультирование школьников

В практике работы современной школы бывают ситуации, когда ученик не может посещать школу, например по болезни или из-за того, что живет в селе, а не в районном центре. В некоторых школах отсутствует такой специалист, как педагог-психолог. Здесь основное назначение цифровых ресурсов — оказание профессиональной психолого-педагогической помощи, консультирование участников образовательного пространства. Используя возможности ИКТ и помощь педагога- психолога, ученик сможет справиться с возникающими трудностями личного характера.  

Цифровые образовательные ресурсы помогают строить работу школьного психолога и позволяют содержательно и методически обеспечивать индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика.

Литература

  1. Васильев В. В. психологические эффекты на уроках. — Воронеж: ВОИПКРО, 1998.
  2. Дубровина И. В. и др. Рабочая книга школьного психолога. — М: Просвещение, 1991.
  3. Народное образование «Цифровые образовательные ресурсы на любом уроке». 2008. — № 7.
  4. Степанова М. А. «Психолог в школе: факты, комментарии, рекомендации» Т Ц Сфера, 2005.
  5. Савченко М. Ю. « Профориентация. Личностное развитие». — М.: Вако, 2008.
  6. Школьный психолог «Проектирование + исследование». 2007. —№ 23.