Рейтинг@Mail.ru

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Алексеев Валерий Александрович

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 75 (МОУ ООШ № 75), п. Кадамовский

задать вопрос автору

Информационное общество предъявляет высокие запросы к своим членам: качественное образование в условиях ограниченности времени. Умело выработанная стратегия и современные ИТК помогают решить поставленную задачу.

В условиях глобализации информационное и культурное пространство получает возможность эволюционирования по пути совершенствования передовых методов и технологий обучения. На сегодняшний день лидирующее положение на рынке труда занимают специалисты, владеющие иностранными языками, способные адаптироваться в гибком и стремительно меняющемся информационном пространстве. Для эффективной подготовки квалифицированных кадров должен быть сформирован устойчивый базис, берущий истоки в стенах средней школы. В последнее время система среднего образования претерпевает значительные изменения и педагогу приходится быть в состоянии постоянного творческого поиска и методического взаимодействия для выбора направлении стратегии развития коммуникативной компетенции учащихся.

Проявление интереса к стратегическому обучению вызвано приблизить педагогику к точным наукам в целях получения точных прогнозов по результатам обучения. При этом существенными этапами являются формирование:

Метастратегия представляет собой координирующий узел для выработки моделей обучения, поиска эффективных макро- и микростратегий.

Макростратегии отвечают за целеполагание и выбор мотивации обучающегося.

Микростратегии — это уже конкретные шаги, это те средства и приёмы, которыми пользуется учитель при реализации целей образования, а учащийся при реализации целей самообразования.

Было бы ошибочным полагать, что методы классической педагогики безвозвратно ушли в прошлое, однако не для каждого они приемлемы в постиндустриальном обществе, не достаточно они эффективны в век информации.

Стратегическому обучению в области иностранных языков посвящены многочисленные монографии, учебные пособия и прочие публикации ведущих представителей западной педагогики. Оно стало результатом исследования когнитивных способностей человека. В основу легли теории таких известных педагогов и психологов, как Лев Выготский, Жан Пиаже, Джером Брюнер и целого ряда последователей.

Стратегии в педагогике связаны с освоением знаний и умений через системы кодирования информации сенсорными системами человека, называемыми репрезентативными системами. Стратегии подобно компьютерной программе позволяют человеческому мозгу, уподобляемому биологическому компьютеру, обрабатывать совершенно различную информацию: визуальную, аудиальную, кинестетическую, олфакторную и вкусовую.

О восприятии окружающего мира через чувственные органы человека было сказано ещё в трактате Аристотеля «О душе», где он выделял пять основных категорий сенсорного восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) пока не способны взаимодействовать со всем богатством репрезентативных систем «природного компьютера», однако имеют колоссальную возможность разнообразить и усилить меру педагогического воздействия на реципиента. Особенно актуальным это представляется в настоящее время, в которое характеризуется стремительным ростом объёма информации и увеличением скорости её передачи.

Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс базируется на следующих принципах:

Применение ИКТ при обучении иностранным языкам имеет свою специфику, так как специфичен и сам предмет, в котором нельзя отдать приоритет знаниям либо умениям. В конечном счёте, это сложное интегративное целое, формируемое в рамках курса иностранного языка. От умения педагога выбрать правильную стратегию обучения напрямую зависит успех учащегося.

В зависимости от целей и выбранных стратегий их реализации на помощь изучающему иностранный язык приходят различные средства ИКТ:

Для достижения поставленных целей современный учитель иностранного языка должен уметь:

  1. уверенно и грамотно пользоваться программными приложениями и компьютерной техникой;
  2. определить индивидуальные проблемы обучаемого;
  3. определить целесообразность применения медиаресурса;
  4. проверить достоверность представляемой информации;
  5. выработать эффективные методы поиска и обработки электронной информации.

Особенно важным в текущих обстоятельствах богатства выбора представляется научиться и обучить других тому, как не запутаться в лавинах информационных потоков, как отбирать необходимое в условиях ограниченности времени.

Литература

  1. Дилтс Р. Стратегии гениев. / Пер. с англ. В.П. Чурсина. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
  2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
  3. Khvilon E. Information and communication technologies in teacher education. — Division of Higher Education, UNESCO, USA, 2002.
  4. Waters H.S., Schneider W. Metacognition, strategy use, and instruction. — The Guilford Press, USA, 2010.