Рейтинг@Mail.ru

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

Илюхин Борис Валентинович, Лепустин Алексей Владимирович, Степико Юлия Сергеевна

Центр оценки качества образования (ЦОКО), г. Томск

задать вопрос автору

Краткое описание целей, задач и возможностей автоматизированной информационной системы БД КИМ, предназначенной для автоматизации процессов обеспечения жизненного цикла заданий и формирования калиброванных измерительных материалов.

Работа по созданию общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) активно ведется в настоящее время как на Федеральном, так и на региональном уровнях. Ключевыми элементами этой системы являются региональные системы оценки качества образования (РСОКО). РСОКО в Томской области рассматривается как совокупность организационных и функциональных структур, норм, правил и регламентов, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ и условий образовательной деятельности [1].

Несомненно, основным элементом информационно-технологической подсистемы РСОКО является информация, получаемая при оценивании образовательных достижений обучающихся. Данная информация может использоваться при аттестации обучающихся, аттестации педагогических кадров, лицензировании и аккредитации образовательных учреждений (в части оценки качества реализуемых образовательных программ), принятии управленческих решений по распределению бюджетных средств (финансирование, ориентированное на результат). Считается, что наиболее эффективным способом получения такой информации является тестирование. Под тестированием будем понимать процесс выполнения системы заданий стандартной формы, который проходит в равных для всех испытуемых условиях, поддается количественному учёту (оценке), позволяет установить уровень образовательных достижений обучающихся. Тестирование можно рассматривать как универсальный инструмент, применимый для оценки всех компонент образовательных достижений. Но для проведения сравнительного анализа результатов образовательных достижений обучающихся по результатам выполнения ими тестов, необходимо использовать единый стандартизованный инструментарий оценочных материалов[2]. Только инструментарий, состоящий из калиброванных заданий, позволит проверить усвоение элементов учебного содержания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки обучающихся. Такой набор заданий, собранный в единой базе данных, в свою очередь, позволит формировать контрольно-измерительные материалы (тесты) с заданными характеристиками охвата объема содержания, уровня сложности, удовлетворяющие требованиям вида и типа контроля и т. д. Решение этой задачи существенно упрощается в случае создания автоматизированной системы разработки, экспертизы, хранения и анализа результатов применения этих тестовых оценочных материалов — регионального банка контрольно-измерительных материалов (РБ КИМ) [2]. Необходимость наличия такой системы определяется одной из основных задач функционирования РСОКО — формирование доступного банка педагогических измерителей для различных образовательных систем.

Региональный банк контрольно-измерительных материалов (РБ КИМ) представляет собой специализированную автоматизированную информационную систему (АИС БД КИМ) и является составной частью региональной автоматизированной информационной системы мониторинга и оценки качества образования Томской области. Данная система содержит информацию о кодификаторах содержания учебных дисциплин, кодификаторах требований (так называемых «деятельностных» кодификаторах) и контрольно-измерительных материалах, применяемых для оценки качества образовательных достижений обучающихся Томской области. Автоматизированная система БД КИМ предназначен для совместного наполнения и использования заинтересованными региональными и муниципальными органами управления образованием.

Целью создания АИС БД КИМ является обеспечение процесса оценки качества образования стандартизированными измерительными (оценочными) материалами для регионального, муниципального и школьного уровней системы образования Томской области.

АИС БД КИМ призвана решать следующие задачи:

Система используется, прежде всего, для централизованного управления процессами разработки тестовых заданий и комплектов оценочных материалов и автоматизации составления спецификаций и кодификаторов тестовых заданий и комплектов оценочных материалов. В системе предусматривается формирование, наполнение и хранение каталогизированной базы тестовых заданий и комплектов оценочных материалов, а также автоматизация процедур комплексной экспертизы качества тестовых заданий и комплектов оценочных материалов. Формирование вариантов (в том числе параллельных) оценочных материалов  осуществляется автоматически по заданным параметрам (для различных видов и целей контроля по заданному уровню сложности) с генерацией защищенных специальными алгоритмами проверочных ключей и критериев оценивания заданий. После проведения оценочных мероприятий возможен прием, хранение и обработка результатов оценочных мероприятий обучающихся (в т. ч. апробации оценочных материалов) с целью дальнейшего использования статистических данных о результатах проведения, причём функции статистического анализа и формирования отчётов результатов оценочных мероприятий автоматизированы.

В системе реализован полный жизненный цикл тестового задания — от создания и экспертизы до включения его в тест (оценочное мероприятие).

Система имеет модульную структуру и состоит из следующих подсистем:

АИС БД КИМ обеспечивает функционирование рабочих мест следующих категорий пользователей: администратор, разработчики тестовых заданий, эксперты (по предметам), тестологи (специалисты в области педагогических измерений), методисты, учителя, координаторы (завучи, специалисты образовательных учреждений).

В качестве достоинств механизма организации многоуровневого взаимодействия систем АИС БД КИМ, центральное хранилище ИС «Портфолио» (на региональном уровне) и ИС «Портфолио» (устанавливаемого непосредственно в образовательном учреждении) необходимо отметить возможность не только автоматизированного обмена данными (получение матрицы ответов и т. д.), но и проведение детального анализа результатов оценочных мероприятий как на региональном уровне, так и на уровне образовательного учреждения. Анализ включает в себя расчёт трудности заданий измерительных материалов, уровня подготовленности обучающихся как индивидуально, так и по подгруппе, классу или параллели в целом на конкретный момент (по результатам одного оценочного мероприятия) или за период (динамика изменений результатов по серии оценочных мероприятий), анализ (самоанализ) работы учителей, сравнение результатов образовательного учреждения со средними по региону. В системе уделяется особое внимание механизмам анализа результатов оценочных мероприятий и подготовки отчётной документации. Наглядность отображения статистического анализа результатов проведенных оценочных мероприятий обеспечивается различными графиками, диаграммами и таблицами.

В настоящий момент система находится в стадии разработки. Планируется её апробация и начало внедрения в 2011 году. Внедрение системы позволит:

Литература

  1. Болотов В. А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вопросы образования, М., 2004. — № 3.
  2. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования: Учебное пособие. — М.: Университетская книга; Логос, 2007. — 192 c.