Рейтинг@Mail.ru

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ МОНИТОРИНГА КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Илюхин Борис Валентинович, Лепустин Алексей Владимирович, Вашкель Анна Валерьевна

Центр оценки качества образования (ЦОКО), г. Томск

задать вопрос автору

Применение информационных технологий для построения системы оценки качества школьного образования. Краткое описание возможностей информационной системы «Портфолио», предназначенной для автоматизации процессов мониторинга и анализа его результатов, и её преимущества по отношению к существующим системам подобного рода.

В связи с реформой системы образования в Российской Федерации становится актуальным вопрос об оценке эффективности управления образовательным процессом на различных уровнях — от образовательного учреждения до субъекта Федерации. Внедрение автоматизированных систем управления в деятельность образовательного учреждения позволяет получать данные для своевременной коррекции учебного процесса и оценивать качество работы педагогов и управленцев. Построение таких систем, отвечающих современным требованиям, невозможно без использования современных информационных технологий.

При автоматизации процессов управления образованием необходимо учитывать, что основными объектами оценки качества в образовании являются: образовательные программы, образовательные организации (учреждения) и индивидуальные образовательные достижения обучающихся, которые представляют собой наиболее значимый объект оценки [1]. Именно поэтому оценка образовательных достижений обучающихся и анализ её результатов является, на наш взгляд, наиболее важной составляющей в управлении качеством образования. Очевидно, что для достижения значимых результатов такая оценка должна быть систематической и регулярной. Это требование, в свою очередь, приводит к необходимости проведения большого объема педагогических измерений в рамках процедур мониторинга различного уровня (регионального, образовательного учреждения), а такого рода исследования, в современных условиях немыслимы без их (измерений) автоматизации.

В основу развития региональной системы оценки качества образования Томской области был положен принцип разумного сочетания систем внутришкольного и регионального мониторинга на основе автоматизации их технологических процессов. Одной из наиболее значимых её составляющих стала информационная система (ИС «Портфолио»).

Основными целями создания системы стала разработка комплексного информационно-методического и технологического обеспечения процессов организации мониторинга и оценки качества образовательного процесса и механизмов автоматизации анализа его результатов.

Разработанная система имеет двухуровневую структуру (рис. 1). Нижний уровень является самодостаточной автоматизированной системой, устанавливаемой непосредственно в образовательном учреждении. При использовании руководителем ОУ, завучем или учителем, система позволяет автоматизировать большинство операций, связанных с построением системы мониторинга образовательного процесса внутри образовательного учреждения (внутришкольного мониторинга).

Вторая часть, региональная, используется, прежде всего, в качестве инициатора проведения региональных оценочных мероприятий, например, в рамках региональных мониторинговых исследований. Кроме того, она также выступает в качестве устройства координации нормативно-справочной информации. Таким образом, региональная информационная система позволяет получить различную статистическую информацию о деятельности работников образовательных учреждений, учебных и внеучебных достижениях обучающихся. Модули системы в образовательных учреждениях при этом могут в автоматическом режиме самостоятельно получать измерительные материалы и данные обработки их результатов. Также региональная часть системы используется для хранения резервных копий всех данных образовательных учреждений: все клиенты, отправлявшие данные на центральный узел в процессе работы с ИС «Портфолио», могут, в случае отказа оборудования в самом ОУ, легко восстановить все утерянные данные.

Дополнительно, система позволяет собирать и хранить в базе данных подробную информацию об образовательном учреждении, учебных планах, классах, обучающихся, сотрудниках образовательного учреждения и многое другое. Отличительной особенностью ИС «Портфолио» является возможность учета информации о тематическом планировании учителей, а также использование для проведения любого оценочного мероприятия полных кодификаторов элементов содержания и требований (так называемые «деятельностные» кодификаторы) для основных общеобразовательных предметов, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений. Кроме того, несомненный интерес представляет основной элемент подсистемы сбора первичных данных — комплекс аппаратных средств контроля (АСК) «Символ-тест», позволяющий существенно оптимизировать затраты на организацию оценочных мероприятий и автоматизированную обработку их результатов [2], и являющийся независимой самостоятельной системой. Использование АСК «Символ-тест» позволяет сочетать многие преимущества как компьютерного (быстрая обработка результатов, не требуется сканирование работ, отсутствие ошибок верификации ответов испытуемых, отсутствие человеческого фактора при оценивании), так и бланочного (экономия ресурсов компьютерных классов, возможность выполнения работы испытуемым в комфортных условиях, возможность организации массовых процедур оценивания) тестирования.

Таким образом, для органа управления образованием ИС «Портфолио» выступает в роли:

Сравнительный анализ трудозатрат на проведение и обработку результатов оценочного мероприятия на примере регионального мониторинга приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительный анализ трудозатрат на проведение и обработку результатов регионального оценочного мероприятия

Этап Срок выполнения бланочным методом Срок выполнения с использованием ИС Портфолио
Подготовка и выдача измерителей в ОУ От 1 до 5 дней (в зависимости от удаленности и труднодоступности ОУ) Не более 0.5 часа (в зависимости от качества канала связи)
Подготовка к проведению мероприятия в ОУ 0,5 часа на раздачу материалов и чтение инструкций 0,5 часа на распечатку КИМ и 0,5 часа на раздачу материалов и чтение инструкций
Сбор результатов проведения От 1 до 5 дней на доставку бланков в Томск (в зависимости от удаленности и труднодоступности ОУ) Не более 0,5 часа (в зависимости от качества канала связи)
Подготовка к обработке результатов (сканирование, верификация, загрузка в систему) Около 3 часов на одно ОУ Не требуется
Рассылка результатов в ОУ Вручную при помощи электронной почты Автоматически, не более 10 минут (в зависимости от качества канала связи)
Анализ результатов в ОУ и на региональном уровне Вручную (часы) Автоматизирован (1,5—2 минуты на отчёт)

Образовательному учреждению система позволяет:

Для учителя ИС «Портфолио» в сочетании с АСК «Символ-тест» предоставляет возможность:

В декабре 2009 года была запущена опытная эксплуатация системы в 39 образовательных учреждениях Томской области. В качестве результатов апробации можно отметить существенное повышение мотивации обучающихся к образовательному процессу и интереса педагогов к организации мониторинговых исследований. При этом, по отзывам ряда образовательных учреждений — участников апробации ИС «Портфолио», её внедрение может явиться существенным фактором, способствующим повышению качества образования.

Также в ходе апробации были выявлены некоторые недочёты системы, связанные с организацией передачи КИМ в ОУ и получением результатов от них, которые были учтены и доработаны. В марте 2010 года запущен региональный узел и начат второй этап апробации на доработанной версии системы.

В качестве достоинств ИС «Портфолио» необходимо отметить возможность не только получения матрицы ответов, но и детального анализа результатов. Он включает в себя анализ трудности заданий измерительных материалов, уровня подготовленности обучающихся как индивидуально, так и по подгруппе, классу или параллели в целом на конкретный момент (по результатам одного оценочного мероприятия) или за период (динамика изменений результатов по серии оценочных мероприятий), анализ (самоанализ) работы учителей. Также уделяется особое внимание совершенствованию механизмов анализа результатов оценочных мероприятий и подготовки отчетной документации. Наглядность отображения статистического анализа результатов проведённых оценочных мероприятий обеспечивается различными графиками, диаграммами и таблицами.

В качестве планируемого дальнейшего развития можно отметить перевод уже в 2010—2011 учебном году существенной части программы региональных мониторинговых исследований на использование ИС «Портфолио», а также автоматический расчет статистических показателей на региональном уровне и уровне ОУ самостоятельно.

Литература

  1. Болотов В. А. Системные оценки качества образования: Учебное пособие / Н. Ф. Ефремова. — М.: Логос, 2007. — 192 с.
  2. Электронный репетитор по всем предметам [Электронный ресурс]. — URL: http://www.simvol.biz.