Рейтинг@Mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дугарова Сэсэг Анатольевна

МОУ « Гусиноозёрская гимназия», г. Гусиноозёрск

задать вопрос автору

В статье говорится о необходимости применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникационных технологий, освещён опыт использования ИКТ в начальной школе.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь приходит компьютер. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Следовательно, учителю необходимо владеть современными образовательными технологиями.

Для начальной школы одним из результатов обучения и воспитания должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную информацию для самообразования. Использование ИКТ в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и обмениваться информацией с помощью современных технических средств; овладевать практическими способами работы с информацией. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, симулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными, а также учащиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Активно начала осваивать и внедрять в образовательный процесс начала с 2007 года. В своей деятельности выделяю такие направления использования современных ИКТ: оформление рабочей документации в электронном формате, мониторинг контроля качества обучения, включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, в качестве электронного наглядного пособия, саморазвитие и самообразование учителя.

Использование ИКТ даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации. Для улучшения качества образования и результативности обучения провожу мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ дает учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Данная работа позволяет увидеть наглядно итоги усвоения программного материала по каждому предмету, по каждому ученику в отдельности и по классу в целом, что позволяет проводить анализ качества обучения. Такое представление информации позволяет сделать обучение открытым и доступным для всех участников образовательного процесса.

Следующее направление в качестве наглядного пособия облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объёмных и ярких представлений. Уроки с использованием ИКТ не только позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность, но и оживить учебный процесс. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Я использую ИКТ при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и родительских собраний и др. Большое внимание уделяю на здоровье обучающихся, включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Работы учащихся представлены на школьной и районной научно-практической конференции. Данная работа позволяет учащимся принимать участие в конкурсах, проектах школьного, районного, всероссийского уровней.

Самым главным направлением использования ИКТ в своей педагогической деятельности считаю, это самообразование и саморазвитие педагога. Так как это важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога. ИКТ только для ищущих, любящих осваивать новое учителей, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности.

Использование ИКТ в учебной и внеучебной деятельности не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для сам ученик. Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет:

Ведь учитель, использующий в своей деятельности ИКТ, становится партнёром ребёнка в процессе обучения. Таким образом, грамотное использование ИКТ в учебном процессе начальной школы будет способствовать развитию у учащихся теоретического мышления, содействовать подлинной интеграции процесса образования в нашей стране.

Литература

  1. Апатова Н. В Информационные технологии в школьном образовании. — М.: Изд- во РАО, 1994.
  2. Емельянова Т. В Информационные образовательные технологии в школе. — URL: http// festival.1september.ru.
  3. Информатизация общего среднего образования: Научно- методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.