Рейтинг@Mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ

Аксёнова Ольга Владимировна

Уральский государственный университет (УрГПУ), г. Екатеринбург

задать вопрос автору

Важное место в плане профессиональной подготовке учителей информатики занимает курс «Математики», который служит основой для освоения других дисциплин математического цикла. В УрГПУ разрабатывается дидактическая компьютерная среда по математике, которая позволяет обеспечить студентов знаниями по предмету и сформировать профессионально-значимые качества.

В настоящее время к личности учителя предъявляются повышенные требования. Требования к учителю — это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности. К профессиональным качествам учительской профессии причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки качества, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: общая эрудиция, организаторские умения и навыки, владение предметом преподавания [1]. Важное место в плане профессиональной подготовке учителей информатики занимает курс «Математики», который служит основой для освоения других дисциплин математического цикла. Математика является естественной областью приложений информатики и важнейшим звеном, связывающим информатику с другими науками. Поэтому курс математики является неотъемлемой частью образования специалиста по информатике. Знания, приобретаемые студентами по предмету, должны быть основаны на понимании, т. е. студент должен не только усвоить учебную информацию, но и осмыслить её и применять в практической деятельности. Это лучше всего осуществить в рамках дидактической компьютерной среды (ДКС) по математике, которая позволяет не только обеспечить студентов знаниями по предмету, но и сформировать профессионально-значимые качества, такие как:

ДКС по математике состоит из трёх блоков: содержательный (теоретический), практический (широкий спектр задач разного уровня: низкий или репродуктивный, средний или продуктивный, высокий или творческий) и контрольно-оценочный (тесты по темам курса).

В практическом блоке ДКС представлены различного рода задачи (исторические, которые воспитывают интерес к математике; задачи с гуманитарным содержанием, направленные на воспитание культуры студента; общепредметные задачи, показывающие применение знаний по математике в других науках, например, физике, информатике). Решая эти задачи, студент видит связь математики с другими науками. Формируется научная увлеченность — обязательное учительское качество. Само по себе оно не может и не имеет непосредственного значения, но без него невозможен процесс нравственного воспитания. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процессами человеческого развития [1].  

К некоторым задачам даны подсказки, что помогает мотивировать слабых студентов и сформировать положительное отношение к изучаемому предмету. На различных уровнях положительного отношения обучающихся к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения задач, переход к творческой деятельности [1].

ДКС по математике предназначена для выработки навыков самостоятельного решения задач, а не просто усвоения материала, программный продукт обеспечивает многостороннее системное воздействие на обучаемого и в полной мере обладает качествами необходимыми для формирования креативности мышления студентов. Отношение студентов к учению характеризуют активностью. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студенты должны:

Все эти ситуации реализованы в ДКС по математике.

Самоорганизация обучения в ДКС реализуется следующим образом: каждый студент выбирает удобное для себя время, чтобы поработать самостоятельно: выбрать тему, уровень заданий и оценить себя самостоятельно (пройти пробный тест).

Важно подчеркнуть, что ДКС не отводится роль замены уже привычных форм обучения студентов: лекции, практические занятия, её использование гармонично сочетается с другими видами учебной деятельности студентов. Кроме того, использование электронных учебных материалов (содержательный блок) для самостоятельной учебной деятельности обучающихся не исключает работу с традиционными источниками информации, наоборот, становится дополнительной гранью этой формы учебной деятельности.

Внедрение ДКС по математике не только повысит мотивацию студентов факультета информатики к изучению математики, но и позволит успешно освоить данный курс, сформировать профессионально-значимые качества, и в целом улучшить качество образовательных услуг в педагогическом вузе.

Литература

  1. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. — кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения.