Рейтинг@Mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Головина Ирина Васильевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 36» (МОУ ООШ № 36), г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область

задать вопрос автору

В работе рассмотрены аспекты использование ИКТ на уроках геометрии и представлен фрагмент урока «Параллельные прямые».

Современная информационно-коммуникативная технология (ИКТ) по мнению Г. К. Селевко, может быть реализована в трёх вариантах:

  1. Как «проникающая» (при изучении отдельных тем, для решения отдельных дидактических задач).
  2. Как основная.
  3. Как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом опираются на применение компьютера).

На сегодняшний момент одним из перспективных направлений может стать комплексный подход к использованию ИКТ. Именно такое, а не эпизодическое использование позволит учащимся осознать, что в руках знающего специалиста компьютер становится мощным средством научного познания.

Для повышения эффективности обучения необходимо освоение школой современных форм организации учебного процесса. Одним из способов экономии времени, сил, средств, как показывают исследования педагогов и психологов, является внедрение информационных технологий в сферу школьного образования. Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Компьютер на уроках математики становится реальной необходимостью. Обучать на основе прогрессивных методов — значит обучать методам приобретения знаний. Это очевидно, что современная проекционная техника просто создана для школ, как когда-то в забытые времена были созданы для них доска и мел. Эффективность проведения урока повышается за счёт того, что уменьшается роль «классной доски» как основного инструмента преподавания математики. Вместо доски используются демонстрации, динамические рисунки, дающие возможность повторить объяснение, обращая внимание учеников на вызывающие затруднения моменты. Внедрение последних достижений в области мультимедийных технологий в образование позволяют повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Не секрет, что изучение геометрии вызывает у многих учащихся затруднения, усвоение материала обычно строится на заучивании. Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения геометрии через реализацию одного из принципов обучения — наглядность. Наглядность — «золотое правило дидактики» (Я. А. Коменский) составляет содержание одного из ведущих принципов обучения. Стереометрия в большей степени, чем другие разделы математики, требует наглядности, что влечёт за собой использование большого количества выносных чертежей и пояснительных рисунков. Одно из основных задач при изучении стереометрии в школе является развитие пространственного воображения у учащихся. Поэтому целесообразно применять компьютер на уроках геометрии в обучающем режиме и в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. Следующим шагом в применении компьютера на уроках стал переход к созданию пособий в среде подготовки электронных презентаций. Демонстрационные слайды, используются при объяснении нового материала, решении задач, повторении. Использование ИКТ позволяет увеличить объём излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися. Так на уроках геометрии продуктивная работа повышается за счёт сокращения времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников. В результате быстрее проходит повторение опорных знаний и решается большее количество задач. Использование ИКТ может вдохнуть новую жизнь в планы старых уроков и увеличить мотивацию учеников. Для проведения уроков геометрии удобно использовать слайды с элементами анимации с последовательной демонстрацией по щелчку. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Целеустремленный поиск нового жизненного опыта с помощью ИКТ способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачек на пути развития пространственных представлений.

В качестве примера применения презентации на уроках планиметрии, предлагаю разработку урока в 7 классе по теме «Параллельные прямые».

Слайд № 1

Сообщить тему урока и сформировать цели.

Слайд № 2

Учитель: «Какое слово зашифровано в этом ребусе? (прямая.) Итак, речь сегодня пойдёт о прямых.

Слайд № 3

Фронтальный опрос

Что общего в этих чертежах? В чём различие? Какой чертёж «лишний»? Почему? — Какие прямые называются параллельными?

Приведите примеры параллельных прямых в окружающем нас мире.

Представьте себе, что параллельность исчезла из нашей жизни. Что изменится в мире?»

Слайд № 4

Учитель: «Найдите параллельные прямые на слайде».

Слайд № 5

(обоснование того, что параллельные прямые лежат в одной плоскости: разбиение определения параллельных прямых на части, их анализ)

Найдите логическую ошибку

Тане и Вите на уроке геометрии учительница дала задание найти на чертеже куба параллельные прямые.

 

Таня сказала: «Я думаю, что это прямые СС1 и А1Д1».

Слайд № 6

Начертите прямые а и b и прямую с так, что а и b пересекаются с прямой с.

ссекущая по отношению к прямым а и b.

Сколько неразвёрнутых углов изображено на рисунке?  (8 углов)

Какие виды углов вам известны? (вертикальные и смежные углы)

Найдите их на рисунке.

Запишите в тетрадях:

1 и 5; 2 и 6; 4 и 8; 3 и 7 — соответственные углы.

(Показ накрест лежащих, односторонних и соответствующих углов на рисунке)

Слайд № 7

(Фронтальная работа на интерактивной доске. На экране стрелками показать найденное соответствие)

Установите соответствие

2 и 3 накрест лежащие 7 и 4
5 и 7 соответственные 5 и 4
3 и 4 односторонние 4 и 8
1 и 4 вертикальные 1 и 3
7 и 3 смежные 8 и 7
6 и 8   2 и 5