Рейтинг@Mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Азевич Алексей Иванович

Московский городской педагогический университет (ГОУ ВПО МГПУ)

задать вопрос автору

Использование компьютерных обучающих игр — одно из актуальных направлений современной педагогики. Вопросы применения новых интерактивных средств связаны с дидактическими и информационными критериями отбора образовательных компьютерных игр. Особая роль в процессе обучения отводится сетевым обучающим и развивающим играм, являющимся частью единого информационного образовательного проекта.

Игровые методы обучения, основанные на максимальной концентрации внимания, увлечении и поиске, всегда вызывали и вызывают у детей неподдельный интерес. Игра развивает воображение, активизирует эмоциональную сферу, способствует прочному усвоению учебного материала. Кроме того, она даёт ребёнку определённую свободу действий, настраивая на поиск оптимальных стратегий в ходе решения тех или иных учебных задач. Особый интерес представляют компьютерные обучающие игры, т. к. они ярко и динамично передают знания, опыт, традиции, обеспечивая трансляцию культуры в ходе образовательно-поисковой коммуникации. Компьютерная игровая деятельность требует от обучающегося не только прочных сенсомоторных навыков, но и умения наблюдать, сравнивать, анализировать результаты своих действий. Включение обучающих игр в учебный процесс обусловлено рядом дидактических преимуществ. Среди них можно выделить следующие:

Компьютерные обучающие игры (КОИ) — одно из эффективных средств гуманистической педагогики, помогающее развиваться каждому ученику, вне зависимости от его стартовых возможностей. Ведь игра — это наиболее доступный и быстрый способ достижения успеха. А успех, как известно, окрыляет. В практике применения компьютера в образовательных учреждениях различного типа в основном применяются два вида игр.

Первый вид — игра по готовым правилам. Она используются как средство развития познавательной активности детей. Чаще всего, подобные игры требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, познавая тем самым содержание учебного предмета. Чем искуснее составлена учебная игра, тем незаметнее ребёнку её дидактическая цель. Благодаря этому школьник учится оперировать заложенными в игру знаниями непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Второй вид — интеллектуальное упражнение, тренинг. Эта игра целенаправленно воздействует на психическую сферу ребёнка, раскрывая его потенциальные возможности. Основанная на соревновании, на систематическом сравнении она демонстрируют школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывает пути самосовершенствования, а значит, побуждает к личностному развитию.

Рассмотрим далее несколько информационных аспектов обучающих компьютерных игр.

Аспект первый — информационная насыщенность. Она связана с интеллектуально-деятельностными показателями компьютерного продукта. А именно: адекватность подачи учебной информации, интерактивность (степень диалогового взаимодействия), индивидуальный темп прохождения игровых стратегий.

Аспект второй — предметно-содержательная обоснованность. То есть соответствие текстового, графического, видео- и аудиоматериала основным образовательным целям того или иного учебного предмета. Пользуясь дидактическими и информационными аспектами, перечисленными выше, педагог должен анализировать, оценивать и адекватно использовать в ходе учебного процесса образовательные компьютерные игры. Среди их огромного количества стоит выделить сетевые компьютерные игры, как наиболее доступные и широко распространённые в современной глобальной образовательной среде. Далеко не все они по своему виду и содержанию отвечают основным информационно-дидактическим критериям. Однако при желании и определённом усердии учитель, воспитатель, педагог всегда могут подобрать такую игру, которая сделает процесс обучения увлекательным и познавательным. В этом смысле стоит отметить весьма достойный ресурс, расположенный в Интернете по адресу: URL: http://www.solnet.ee/games/g1_g36.html.

Это проект «Солнышко» — SolNet.EE — ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Пользователи найдут здесь различные викторины и конкурсы. Они могут познакомиться с виртуальной школой для малышей, узнать о методике раннего обучения, получить консультацию детских специалистов, найти сценарии праздников, обменяться опытом. Проект родился как ежемесячный виртуальный детский журнал. Со временем он трансформировался в богатейший портал с эксклюзивным наполнением и собственной целевой аудиторией. Рубрики сайта ведут талантливые специалисты: психологи, педагоги, методисты. Учителя и родители найдут здесь полезные материалы для работы с детьми, в том числе интересные развивающие и обучающие компьютерные игры. Они помещены в разделе «Игротека». Обучающие игры систематизированы по предметам, развивающие — по видам деятельности. Например, в игре:

Данный ресурс в полной мере отвечает комплексу критериев, предъявляемых к обучающим компьютерным играм. А они, безусловно, созданы талантливыми и заинтересованными людьми, настоящими профессионалами своего дела. И нет никакого сомнения, что те педагоги и родители, кто систематически используют данный ресурс, открывают своим детям удивительный мир знаний. А что может быть прекраснее увлеченного и трудолюбивого ребёнка, для которого компьютерная образовательная игра — надёжное и проверенное средство обучения, воспитания и развития.

Литература

  1. Азевич А. И. По следам Монте-Кристо. Геокэшинг: компьютерная игра на реальной местности.// ИКТ в образовании. — 2003. — № 4. — С. 13.
  2. Белавина И. Г. Восприятие ребёнком компьютера и компьютерных игр. // Вопросы психологии. — 1993. — № 3. — С. 12.
  3. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения // Московский психолого-социальный институт. — М.: Флинта, 1998. — 91 с.