Рейтинг@Mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ГИСТОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭМБРИОЛОГИИ»

Иглина Нина Григорьевна

Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ)

задать вопрос автору

Представлена структура сетевого курса «Гистология с основами эмбриологии» в системе Moodle. Описываются возможности работы в данной системе.

Путь к повышению эффективности процесса обучения в вузе лежит через создание таких технологий обучения, которые адекватны задачам подготовки специалистов, в том числе учителей биологии. Такой технологией является технология дистанционного обучения («дистанционное обучение», теле обучение), которой присущи такие, наиболее существенные черты, как гибкость, экономическая эффективность, способность менять роль субъектов процесса обучения [1]. ДОС позволяет создать информационно образовательную среду на основе специализированных технологий, поддержать и развить систему непрерывного образования (продолжение образования, повышение квалификации, переподготовка специалистов и т. д.) [4]. Согласно А. А. Жафярову и А. В. Дмитриевой, под ДСО понимается система взаимосвязанных средств, организационных форм, методических приёмов взаимодействия субъектов образовательного процесса, базирующегося на специальном учебно-дидактическом комплексе и предусматривающей существенное увеличение доли самостоятельной работы студентов [3]. Организационно-функциональное обеспечение ДСО очень многогранно. Это и создание и реализация электронных коммуникаций, и подготовка справочно-информационного обеспечения учебных дисциплин, и разработка профессиональных сред обучения, и разработка интерфейсных средств взаимодействия с субъектами процесса обучения, и формирование базового набора функций как профессиональной среды объекта обучения [2].

Одна из важнейших проблем, которая встаёт в связи с внедрением ДСО, состоит в разработке интерактивных электронных обучающих программ. Такими программами могут служить мультимедийные курсы (видеолекции, интерактивный электронный учебник, лабораторный тренажер, тестирующие программы). Важнейшим этапом учебно-познавательной деятельности обучаемого в ДСО является самостоятельная работа с учебным текстом. Продуктивность деятельности обучающихся в значительной степени зависит от способов трансформации научного текста в учебный, ориентированный на лучшее усвоение содержания текста. Встаёт вопрос о ценности той информации, которая включена в текст.

Основы использования дистанционных технологий в обучении изложены в работах А. А. Андреева, A. M. Бершадского, В. В. Вержбицкого, В. Г. Кинелёва, А. В. Петрова, Е. С. Полат, В. И. Солдаткина, В. П. Тихомирова, А. Н. Тихонова, А. В. Хуторского, С. А. Щенникова и др. Вопросам организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий посвящены труды А. Александрова, М. Ю. Бухаркиной, А. В. Густыря, Д. Ш. Матроса, М. В. Моисеевой, В. И. Овсянникова, Ю. М. Порховника, Е. А. Тумалёвой и др. Организация деятельности обучающихся с использованием дистанционных технологий изучалась Г. А. Андриановой, Н. И. Погребельной, Э. Г. Скибицким и др.

В теоретической разработке проблем индивидуализированного обучения студентов с использованием дистанционных технологий существуют противоречия:

В первую очередь, методика предполагает отражение специфики преподаваемых дисциплин. В естественнонаучных областях знаний она проявляется в обеспечении наглядности, доступности учебного материала, осуществлении практических и лабораторных занятий. К особенностям изучаемых дисциплин следует добавить и общие особенности дистанционного обучения, обусловленные коммуникационными факторами, опосредованным характером педагогического общения, максимальным количеством времени, отводимым на самостоятельную работу, которые играют определяющую роль в достижении образовательных целей.

Система Moodle является пакетом программного обеспечения для создания сетевых учебно-методических комплексов дистанционного обучения. Курс, созданный на основе Moodle, позволяет осуществлять:

Предполагается данный сетевой курс применять на очном и на заочном отделениях.

Курс состоит из 13 модулей. Каждый модуль состоит:

  1. теория по теме занятия;
  2. учебно-дидактические материалы;
  3. практическое занятие;
  4. тест.

Теоретический блок представлен теоретическими материалами. В каждой теме выделены основные заголовки и подзаголовки. Новые термины также выделены. В теоретической части имеются рисунки, которые пронумерованы и имеют подписи. В качестве дополнительного источника знаний предлагаются учебно-дидактические материалы по изучаемой теме, разработанные Flash программой.

Практическое занятие имеет вопросы, объекты изучения, таблицы, рисунки, схемы, ситуационные задачи, список литературы.

Блок тестов позволяет оперативно проверить знания студентов по данной теме. Обучающий эффект усиливался за счёт использования тестирующей программы, которая позволяла проконтролировать усвоение учебной программы. Тестирование как форма контроля знаний было использовано в основном для промежуточного контроля по материалу пройденных учебных модулей. Цель тестовых заданий определялась в соответствии с целями курса. Тестовые задания оценивались в баллах. По окончанию выполнения теста студент получал информацию о количестве набранных баллов и имел возможность сравнить полученные ответы с правильными. Невысокие баллы, полученные при тестировании, и просмотр допущенных ошибок ориентировали студента на ликвидацию «белых пятен» в знаниях и повторное тестирование. Отметим, что наличие продуманных и четко сформулированных к тестам вопросов, ответы на которые можно было найти в процессе чтения материала, способствовало его запоминанию. Возможность же повторного прохождения теста способствовала закреплению усвоенных знаний.

Наглядность в представлении информации, обеспечиваемая включением в теоретический материал мультимедиа иллюстраций, графики, динамических моделей, звуковых и видеофрагментов позволяла задействовать различные каналы восприятия информации и тем самым улучшить её понимание и запоминание.

Литература

  1. Андреев А. А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденция развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. — М.:ВУ,1995. — С. 48.
  2. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997. — С. 85.
  3. Жафяров А. Ж. Дистанционные системы образования. Новосибирск. 1995 — 18 с.
  4. Полат Е. С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты: ИНФО, 1996. — № 3.