Рейтинг@Mail.ru

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В БАШКИРСКОМ ЛИЦЕЕ № 2 Г. УФА

Апокина Любовь Ивановна

МОУ «Башкирский лицей №2», город Уфа, Республика Башкортостан

задать вопрос автору

Условием успешной социализации и адаптации ученика в современном информационном обществе, формирования ключевых компетентностей школьников по информатике и ИКТ, является создание в нашем лицее информационной развивающей образовательной среды, ориентированной на работу со всеми категориями учащихся: сильными и слабыми, проявляющими интерес к предмету и непроявляющими, ещё вообще неопределившимися со своими интересами.

Суть её в скоординированности учебной и внеучебной деятельности по информатике:

Опираясь на главные целевые ориентиры образовательного стандарта, процесс обучения перестраивается таким образом, чтобы на занятиях мышление главенствовало над памятью, самостоятельная деятельность под руководством учителя над монологом педагога. В процесс обучения включаются такие приемы, которые развивают у школьников информационную и компьютерную грамотность, самостоятельность, креативность мышления.

Практика показывает, что более качественное усвоение знаний, развитие практических умений наблюдается при включении учащихся в проектную деятельность самых разных видов: исследовательскую, творческую, информационную, практико-ориентированную.

Участие ученика в проекте обеспечивает учебный процесс обратной связью между преподавателем и обучаемым для повышения эффективности общения как одной из важнейших функций педагогики.

Алгоритм такого образовательного процесса выглядит так:

  1. Освоение теоретического модуля учебного материала — государственная учебная программа—учебник—практикум с применением эффективных средства, технологий или элементов технологий обучения (пособия, карточки, тренажёры, электронные учебники).
  2. Постановка проблемы учащимся с выявлением интересующей их темы, предмета, вопроса (что хочет заказчик, что даст окружающим эта работа, чему должен научиться ученик, где и как можно применить).
  3. Обоснование работы учеником — здесь особенно важно внутренне обоснование, материал должен интересовать ученика и быть для него значимым.
  4. Практическая реализация на принципах обучения — креативности, комфортности, вариативности и др. Определяются сроки завершения работы.
  5. Рефлексия деятельности, самоанализ или совместный анализ выполнения и оформления.

При этом предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся, а также их внутренние личностные качества — освоенные способы деятельности, знания, умения, которые относятся к целям и задачам курса.

К активным формам обучения относится метод проектов. Межпредметные проекты позволяют актуализировать субъектный опыт школьников, ранее приобретённые знания на других предметах и в повседневной жизни, становятся востребованными, реально проявляется значимость этих знаний, тем самым, формируя у школьников желание пополнять их и расширять, создавая личную образовательную траекторию.

Подтверждением эффективности такого обучения являются множество примеров индивидуальных проектов учащихся нашего лицея, отражающие возможности использования ИКТ и получившие оценку в конкурсах различного уровня.

Презентации по разделам курса информатики и другим дисциплинам:

Основы алгоритмизации и программирования:

Технология сайтопостроения:

Текстовый процессор:

Электронные таблицы:

Развитию предметной образовательной среды лицея способствует организация профильной IT-подготовки старшего звена школьников. Два года наш лицей сотрудничает с Образовательным центром «Школьный университет», входящим в структуру Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. При участии и поддержке родителей выбираются и реализуются силами учителя информатики вариативные образовательные программы ОЦ в рамках довузовской и профориентационной подготовки по информатике и ИКТ. В результате обучения ученик получает соответствующий пройденной программе сертификат. В лицее ведется обучение по образовательным программам «Пользователь ПК» (20 учеников получили сертификат) и «Оператор ПК».

При изучении информатики в школе компьютер для ученика и объект усвоения в обучении, и средство учебной деятельности, и объект труда и творчества в дальнейшем. Цель учителя состоит в том, чтобы в результате эффективного обучения, сформировать у учащихся компьютерную грамотность и компьютерную компетентность, способствовать творческому саморазвитию.

Достигнуть уровня организации учебной деятельности соответствующего современным критериям образования невозможно без использования инновационных технологий обучения. При обучении информатике в лицее используется дидактическая многомерная технологию (ДМТ) доктора технических и педагогических наук В. Э. Штейнберга.

Создание развивающей образовательной среды по информатике и ИКТ в лицее позволяет обеспечивать постоянный процесс познавательной и интересной творческой деятельности, позволяет расширять кругозор ребят через межпредметные связи, обеспечить интересный досуг, предоставить возможность им самим открыть для себя широкий мир, определиться со своими способностями и склонностями, реализовать себя.

Всё это, безусловно, предполагает постоянное формирование профессиональных компетентностей педагога, так как именно учитель является одним из наиболее активных участников создания этой образовательной среды.

Литература

  1. Журналы «Информатика и образование».
  2. Лернер П. С. Образовательная среда профессионального самоопределения. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka.
  3. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Черкашин Е. О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. — М.: ИЦ Академия, 2004.