Рейтинг@Mail.ru

ЗНАЧИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Ильвутченко Елена Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад второй категории компенсирующего вида №37 «Хрусталик» г. Таганрога

В статье рассматривается необходимость повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников ДОУ и использования ими ИКТ технологий в организации педагогической деятельности.

С процессом информатизации общества тесно связана информационная компетентность личности. В современных условиях ценность знаний неизмеримо возросла, увеличилась доля интеллектуального труда.

Сегодня обучение призвано обеспечить формирование у людей новых компетенций, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения.

 Исследуя информационную компетентность, мы учитывали, что данное понятие многоплановое, так как для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д. (к примеру, выбор значимой для педагога информации требует развития таких личных качеств, как самостоятельность и критичность). Значит, необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и функционировать в них.  Информационно-коммуникационная компетентность современного педагога, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образования, это:  - способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий;  - его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;  - особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.  Следует помнить, что ИКТ-компетентность педагога пронизывает все виды его профессиональной деятельности и носит «надпредметный», общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Связано это, в первую очередь, с необходимостью и готовностью работать в новой информационной образовательной среде, принципиальное отличие которой от традиционной заключается в специфике ее технологической подсистемы. Ведь интеграция ИКТ в образовательный процесс любого образовательного учреждения сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах (дидактической, организационной, экономической, теоретико-методологической) образовательной системы.  Но для эффективного использования возможностей ИОС педагог сам должен обладать полным набором пользовательских, ориентировочных, инструментальных компетенций.

 В разные возрастные периоды развития личности необходимо формировать разные ключевые компетентности. Так, в дошкольном детстве – в первую очередь личностные и коммуникативные; в школьный период - общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные; в период профессиональной подготовки – ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные, компетенции жизни в многокультурном обществе, компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь. Однако, есть ряд компетентностей, которые необходимо формировать на протяжении всей жизни человека. К таким компетентностям относится и информационная.

 Понятие «информационная компетентность» многие авторы рассматривают как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию.

Ряд авторов под информационной компетентностью понимают «способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации».

 Нам близка позиция отечественных ученых и практиков о том, что информационная компетентность на профессиональном уровне включает в себя совокупность профессиональных знаний, умений, профессионально важных качеств личности пользователей информационных технологий: знания специальной терминологии, знания о компьютерной графике, знания об эталонной модели специалиста - пользователя информационных технологий; умение пользоваться информационными технологиями для повышения продуктивности профессиональной деятельности. Компетентность в информационной деятельности выражается также в способности преодолевать негативные последствия информационных технологий (таких, как отрыв от реальности, компьютерофобия, и др.)

 Анализ приведенных публикаций позволяет сделать вывод о многоплановости понятия «информационная компетентность». К числу значимых признаков относят информационный кругозор, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации, практические умения и навыки использования современных информационных технологий, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства.

В последние годы готовность педагога к профессиональной деятельности связывается с понятием общепрофессиональной компетентности. Интегральным показателем качества подготовки его в контексте модернизации образования следует рассматривать профессиональную компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и информационную.

Очевидно, что в современных условиях информационная компетентность определяет его профессиональную педагогическую компетентность в целом. Информационная подготовка педагога должна включать знания и умения в области основ информатики, которые необходимы для его будущей профессиональной деятельности. Он должен знать основные типы документов и виды изданий в области образования; каналы и источники получения научно-педагогической информации; иметь представление о методах аналитико-синтетической обработки документов, информационно-поисковых языках, о способах поиска документов в библиотеках и базах данных. Должен уметь пользоваться библиографическими каталогами, указателями и картотеками; ориентироваться в структуре книг и словарей; составить библиографию по определенной теме; создать с помощью компьютера фактографическую или библиографическую базу данных по изучаемой проблеме.

 О.Г.Смолянинова выделяет в структуре профессиональной компетентности педагога следующие компетентности, определяющие степень готовности к самостоятельной работе в условиях открытого образования:

 Системообразующими в этом списке являются информационная и коммуникативная компетентности, поскольку они являются основой информационной деятельности - главного вида деятельности в информационном обществе.

Различные авторы включают в информационную компетентность педагога такие составляющие как:

Иванова Е.В. рассматривает информационную компетентность педагога как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, как составную часть профессиональной компетентности педагога, включающую такие слагаемые профессиональной деятельности, как:

 Ряд исследователей обращают внимание на то, что в структуре информационной компетентности должен существовать элемент, связанный с мотивацией, потребностью и интересом к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации.

 Таким образом, специальная информационная компетентность педагога может рассматриваться как интегральное профессионально-личностное качество педагога, включающее совокупность знаний, умений и ценностного отношения к обучению и воспитанию детей с использованием современных коммуникационных технологий.

Литература

  1. Иванова Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе [Электронный ресурс]// Электронное научное издание «Письма в Emissia Offline». СПб. ART 922. 2003 г. Режим доступа: http://www.emissia.50g.org/offline/2003/922.htm
  2. Кизик О.А. Становление информационной компетентности учащихся в образовательном процессе профессионального лицея: Дис. …канд. пед. наук. – Петрозаводск, 2004.‑159с.
  3. Ковалева Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности – что общего и в чем различие // Педагогика развития: Ключевые компетентности и их становление: Мат. 9-й научно-пр. конф.- Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2003.- С.66-67
  4. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л., 1970
  5. Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: Дис. …д-ра пед. наук. – СПб., 2002.‑504с.
  6. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования// Стандарты и мониторинг в образовании. ‑1999.‑№2‑С.30-34.