Рейтинг@Mail.ru

БЛОГИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Петухова Светлана Витальевна

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Новодвинск Архангельская обл.

задать вопрос автору

Сегодня значительную часть Интернет-пространства занимают блоги разной направленности. Блог-это одновременно и веб-сайт, и дневник, и особая среда сетевого общения. Блоги все активнее используются для взаимодействия отдельных людей и социальных групп как в личных, так и в профессиональных целях. В этой связи актуальным становится использование такого явления, как блоги, в образовательных целях.

«Чтобы успеть за временем, надо попробовать его опередить».

(А.Кондаков)

История блогов насчитывают около двух десятилетий: первые из них возникли в начале 90-х годов прошлого века в сетевом пространстве США. Образовательные блоги также берут свое начало в англоязычной блогосфере. На русском языке первые блоги учебной направленности появились в 2005-2006 годах, а чуть позже начали появляться блоги учителей-предметников. Сегодня в русскоязычной блогосфере насчитывается несколько десятков блогов, созданных педагогами.

Если следовать существующей сегодня классификации блогов, согласно которой они делятся на две основных категории: по авторскому составу (личные, коллективные или групповые и общественные или открытые); и по содержанию (общие и тематические) [1], - то следует отметить, что среди образовательных преобладают индивидуальные блоги как общей, так и тематической направленности.

Зачем учителю блог?

Благодаря блогам, у педагога появляются новые широкие возможности.

Прежде всего, - это один из удобных способов размещения, поиска и оперативного обмена информацией. Большую роль играет также общение с единомышленниками, а совместный поиск ответа на различные вопросы позволяют более эффективно решать возникающие проблемы.

Личный блог можно использовать для самопрезентации. Блог-портфолио – это одна из удобных форм электронного портфолио педагога, наличие которого сегодня является требованием времени и свидетельствует о высокой степени информационной компетентности учителя.

Кроме того, создание и ведение блога может стать серьезным стимулом для самореализации и саморазвития, так как предоставляет педагогу самые широкие возможности: освоить новые информационные и технические возможности, искать и находить нестандартные решения стандартных вопросов и проблем.

Наконец, личный профессиональный блог дает в руки учителя принципиально новый инструмент организации обучения, обладающий большими преимуществами.

Отметим некоторые из этих возможностей.

Во-первых, блог позволяет педагогу организовать процесс обучения «под себя», акцентируя внимание на наиболее значимых моментах, пролемных вопросах.

Во-вторых, обучаясь при помощи образовательного блога, школьники приобретают не только предметные знания, но и умения работать с современными техническими средствами, в первую очередь, навыки поиска информации в Интернете и ее эффективной обработки.

Во-третьих, блог позволяет индивидуализировать процесс обучения, а его «прозрачность» способствует творческому подходу ученика к выполнению заданий, поскольку списать здесь практически невозможно, да и неинтересно. В то же время ученик, испытывающий затруднения, всегда может посмотреть, как выполнили работу его товарищи, попросить о помощи и оперативно получить ее.

В-четвертых, использование в обучении блога позволяет более эффективно формировать у учеников социальные и коммуникативные компетенции путем организации открытого обсуждения любого вопроса и принятия коллективного решения. Таким образом, возникает реальная жизненная ситуация, которую в традиционной классно-урочной системе приходится создавать искусственно, «проигрывать».

Виды педагогических блогов.

В сегодняшней блогосфере можно выделить несколько основных видов образовательных блогов. Автор блога «Организация учебной работы при помощи блога» Марина Курвитс предлагает классификацию, состоящую из 8 видов [4]. Среди них следует особо выделить блоги, имеющие, прежде всего, обучающую направленность:

Каким образом можно использовать образовательные блоги?

Возможностей достаточно много. НаEdublogs предложено 10 способов использования блога в образовательном процессе [11] Вот некоторые из них:

  1. В блоге можно поместить новости, мультимедийные презентации, видео, ссылки на Веб-ресурсы и много другое. Размещенные материалы будут доступны для учеников как в школе, так и дома. Использование паролей поможет, при необходимости, обеспечить ограниченный доступ и приватность блога.
  2. Блог позволяет организовать онлайн-обсуждение. Комментирование материалов дает ученикам возможность стать участниками учебной дискуссии и способствует формированию у них коммуникативных навыков, необходимых современному человеку для общения в Интернет-пространстве.
  3. При помощи блога ученики могут создавать и изменять свои публикации. Благодаря современным информационным техническим средствам школьники могут станут авторами и редакторами собственных заметок в Веб-пространстве. Таким образом, могут быть созданы цифровые аналоги, например, классных стенгазет.
  4. С помощью собственного блога можно превратить неизбежный процесс планирования уроков в настоящее творчество. План урока, открытый для обсуждения, работа над темой, помощь и поддержка учеников в поиске материалов к уроку, рефлексия – все это, безусловно, может стать важным этапом в личностном развитии всех участников образовательного процесса.
  5. Блог может служить своеобразной электронной доской объявлений, как для школьников, так и для их родителей, заменив собой объявления, записанные в дневниках учеников. Одновременно появляется возможность организовать оперативную обратную связь.
  6. На основе блога можно создать полноценный многофункциональный веб-сайт, используя для этого возможности тегов (ярлыков), архивирования, встраивания различных материалов, в том числе мультимедиа.

Где создавать блог?

Создавать блоги можно на двух больших платформах.

Во-первых, в Интернете существуют самостоятельные площадки для создания блогов. Прежде всего, это LiveJournal, liveinternet и Blogger. Причем последняя постепенно преобразуется в социальную сеть.

Во-вторых, удобными платформами для создания блогов являются социальные образовательные сети. Здесь каждый участник имеет возможность вести свой личный и (или профессиональный) блог, делиться с другими новостями, своим мнением, выкладывать свои материалы и ссылки на материалы коллег. Наиболее популярными социальными сетями являются следующие:

Каждая из названных платформ обладает определенными преимуществами, зависящими от того, какие задачи намерен поставить и решить педагог. Так для общения, обмена мнениями, оперативного поиска и обмена информацией больше других подходит портал Pro.Школу.ru. Особая атмосфера портала создает ему сегодня все большую популярность. Аналогичный возможности предоставляют Открытый класс, который отличается более удобной навигацией по блогам, и Педсовет.org.

Однако, если говорить о решении именно образовательных задач, то наибольшие возможности учителю предоставляет платформа Blogger (https://www.blogger.com/start). Она позволяет организовать самостоятельный блог, оперативно дополнять и (или) изменять его содержание. Если педагог отдает предпочтение блогам по отдельным темам или блогам-проектам, платформа Blogger дает возможность, закончив проект или изучение темы полностью изменить весь блог, начиная с названия. Таким образом, законченный блог не становится «заброшенным» и не занимает лишнего пространства в Сети.

Трудности в использовании блогов как средства обучения.

Основная проблема, которая возникает сегодня при использовании блогов в образовательных целях, состоит в низкой активности учеников. Анализ ряда образовательных блогов показывает малое количество или даже отсутствие комментариев школьников.

Каковы причины такой ситуации?

Безусловно, важнейшая причина – это отсутствие сильной мотивации, потребности в такой (тем более, довольно новой) форме получения знаний.

Еще одна из причин связана с отсутствием или слабой сформированностью у школьников навыков самоорганизации работы. Ученики, привыкшие к формату урока «от звонка до звонка» чаще всего не могут организовать самостоятельную работу с учебным материалом дома.

Следующая причина заключается в том, что в школе недостаточно внимания уделяется формированию такой компетенции, как умение работать с разнообразной информацией. В результате школьники, привыкнув получать преимущественно «готовый продукт», испытывают порой серьезные затруднения в работе с большим объемом информации, предоставляемым глобальной сетью.

И, наконец, как это ни покажется странным в современных условиях, довольно большая часть учеников (даже старшеклассников) не обладает необходимыми навыками работы в сети Интернет, привыкнув использовать его исключительно в развлекательных целях.

Таким образом, с одной стороны, блоги открывают перед учителем новую информационную среду и дают новые широкие возможности организации образовательного процесса и профессионального роста.

С другой стороны, обучение при помощи образовательных блогов предъявляет к педагогу-организатору блога серьезные требования. Прежде всего, преподаватель должен учиться грамотному публичному представлению самого себя и того, что он собирается выкладывать в своем блоге. Ведение образовательного блога предполагает также высокий уровень информационной компетентности учителя. И, наконец, такая особенность блога, как открытость, налагает на педагога серьезную ответственность за материал, опубликованный в сети Интернет.

Литература

  1. Блоги. Введение. / Цифровой ресурс http://your-hosting.ru/articles/other/blog-begin/
  2. Блоги как рабочий инструмент учителя. / Цифровой ресурс http://oufese.havike.eenet.ee/wiki/index.php/
  3. Для чего нужен блог? / Цифровой ресурс http://www.allwomens.ru/1068-dlja-chego-nuzhen-blog.html
  4. Курвитс Марина. Виды образовательных блогов. / Цифровой ресурс http://blognauroke.blogspot.com/2009/09/blog-post_4811.html
  5. Полищук Виктория. Для чего люди создают блоги? / Цифровой ресурс http://www.aut.aisorgsu.ru/communication/blog/index.php?page=post&blog=blog_admin&id=4
  6. Половникова Ольга. Кое-что о блогах, классификация блогов. / Цифровой ресурс http://statiami.com/s/internet/koe-chto-o-blogah.php
  7. Рождественская Людмила. 10 тезисов/вопросов про учителя-блоггера. / Цифровой ресурс http://www.slideshare.net/lvr/10questions-1482153
  8. Рождественская Л. Образовательный блог – введение в тему. Виртуальный мастер-класс «Я веду образовательный блог». / Цифровой ресурс https://docs.google.com/present/view?id=dmx8xc4_2244gxmcc3f8
  9. Схема организации учебных проектов на блогах. / Цифровой ресурс http://oufese.havike.eenet.ee/wiki/index.php/
  10. Что такое образовательный блог? / Цифровой ресурс http://www.slideshare.net/logoped/ss-1251764
  11. Ten Ways To Use Your Edublog. / Цифровой ресурс http://edublogs.org/10-ways-to-use-your-edublog-to-teach/