Рейтинг@Mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Маркина Анна Анатольевна

ГОУ ВПО «Курский государственный университет» (КГУ)

задать вопрос автору

Данная статья посвящена рассмотрению педагогических возможностей электронного учебника в развитии коммуникативной компетентности студентов в контексте профессионально-личностного саморазвития студентов.

Модернизация высшей школы подразумевает эффективное использование преимуществ информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессионально-личностном саморазвитии будущих специалистов, так как ИКТ способствуют индивидуализации и интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности. ИКТ обладают педагогическим потенциалом для активизации познавательной деятельности обучающихся путем построения открытой системы образования, усиления мотивации учения. ИКТ позволяют создать эффективную систему управления информационно-методическим обеспечением образования, с успехом применяются при проведении процедур диагностики и мониторинга. Целенаправленное, педагогически обоснованное использование компьютера в образовательном процессе вуза способно внести значительный вклад в развитие личности, повышение эффективности процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самореализации, актуализации творческих способностей обучающихся.

В настоящее время идет освоение педагогического потенциала ИКТ как средства формирования и развития профессиональной компетентности студентов, в том числе коммуникативной компетентности.

Для этих целей в вузе с успехом могут применяться электронные учебники. Электронный учебник - это комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Исходя из определений, данных в «ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания», можно сделать вывод, что электронные учебники относятся к группе учебных электронных изданий, содержащих систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанных на учащихся разного возраста и степени обучения. [2]

Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций; базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности; контроль и оценивание знаний и умений; развитие способностей к определенным видам деятельности; восстановление знаний и умений. [6]

К достоинствам электронных учебников относятся мобильность, доступность благодаря развитию компьютерных сетей, адекватность уровню развития современных научных знаний, постоянное обновление информационного материала, практически мгновенная обратная связь, возможность быстрого поиска необходимой информации, экономия времени при обращениях к гипертекстовым объяснениям, возможность проведения интерактивного моделирования, интерактивная система самопроверки. Особо следует отметить возможность обеспечения электронными учебниками эмоционального комфорта обучающегося исходя из его индивидуального темпа усвоения учебного материала, характера его восприятия, осмысления, отсутствия боязни допустить ошибку при выполнении заданий.

В обучении иностранным языкам электронные учебники позволяют не только интенсифицировать учебный процесс за счет применения разнообразных учебных и аутентичных электронных материалов, но и включения в него реальной коммуникации на изучаемом языке. [1]

Электронные учебники позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студента. [5]

Коммуникативная компетенция, на которую ориентирован процесс обучения иностранному языку, нуждается в основательной языковой базе. Как показывает опыт работы, на овладение обучающимися языковой компетенцией затрачивается около трети учебного времени. В связи с этим, применение программ, призванных оптимизировать этот процесс, вполне оправдано. [4]

Благодаря компьютеру у преподавателя иностранного языка и студентов появляется время на активную коммуникацию, личностное общение в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. [3]

Для студентов, осваивающих иностранный язык, электронный учебник выступает, главным образом, как тренажер для самостоятельных занятий в условиях профессионально-ориентированного обучения. Работа с электронным учебником может проводиться в режиме чтения учебных материалов, обучения элементам языка, контроля и оценки знаний.

В целом электронный учебник при обучении иностранным языкам позволяет индивидуализировать процесс обучения и контроля; повысить активность обучающихся; интенсифицировать процесс обучения и контроля; увеличить мотивацию студентов; создать необходимые условия для самостоятельной работы; выработать самооценку у обучаемых; развить познавательный интерес к изучению иностранного языка; создать комфортную среду обучения. [3]

Однако внутренней сущностью образовательного процесса с использованием электронного учебника является самоорганизация обучающимся своего «личностного образовательно-развивающего пространства» (В.А.Сластенин), в котором он выступает как субъект профессионально-личностного становления и развития. Качество самоорганизации студентом своего «личностного образовательно-развивающего пространства» во многом зависит от оптимального использования потенциальных возможностей электронного учебника. Одна из его задач – обеспечить смещение акцентов в сторону усиления практической направленности, обогащения человеческого потенциала обучающегося, формирования опыта его саморазвития.

Проектирование содержания электронного учебника для вуза опирается на общенаучные и дидактические принципы. К числу общенаучных принципов проектирования принадлежат: принципы системности и синергизма, гуманизма и антропоцентризма, андрагогизации, культурологизации, субъектности и креативности, целостной профессионализации, футурологизма.

Общедидактические принципы представлены двумя группами. Первая группа выражает требования к содержанию электронного учебника (принципы соответствия содержания электронного учебника социальным требованиям, нормам, задачам и видам профессиональной деятельности будущих специалистов; ориентации на конечные результаты образования, представленные в компетентностном формате; опережающего профессионально-личностного саморазвития; структурного единства содержания электронного учебника на разных уровнях его представления и освоения; вариативности и многоуровневости содержания электронного учебника; взаимосвязи содержательной и процессуальной стороны вузовского образования; модульного построения и др.). Вторая группа выражает требования к процессу проектирования (принципы «выращивания» авторов-проектировщиков; соответствия проектирования электронного учебника философскому замыслу, лежащему в его основе; проектирования в логике «концепция-моделирование-конструирование-программирование»; органической взаимосвязи процесса обучения и самоорганизации, самореализации обучающимися своих индивидуальных образовательных программ).

Литература

  1. Бовтенко М.А. Программы подготовки преподавателей иностранных языков в области компьютерной лингводидактики. URL: http://www.ict.edu.ru
  2. ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. URL: http://www.rgost.ru
  3. Гутарева Н.Ю. Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе. URL: http://vestnik.tspu.ru

4. Карандина С.И. Актуальные проблемы организации обучения английскому языку с применением ИТ. URL: http://www.ict.edu.ru

  1. Попова Г.С. Роль компьютера в обучении английскому языку. URL: http://www.ict.edu.ru
  2. Разработка электронного учебника. Лекции, книги, методички по АСУ. URL: http://acy-books.ru/?p=88