Рейтинг@Mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ

Мазур Владимир, ЕпанешниковА.И.

Казахстанско-Российская школа-гимназия №54 им.И.В.Панфилова г. Алматы, Республика Казахстан.

Тема этого доклада меня заинтересовала, так как ученики нашего класса часто готовят проекты, презентации, доклады, творческие работы на различные предметы и не только. Мне стало интересно разобраться в том, как связаны между собой учебный процесс и внеклассная деятельность. Выяснилось, что не всегда есть возможность их совмещать, однако мы, ученики, заметили, что внеурочные занятия дополняют основную часть образования.

В докладе две главы. В первой главе раскрыты понятия «Классно-урочная система» и «Внеклассная работа», их значения, характеристика, особенности, связь между ними и влияние информационных технологий. Во второй главе рассказывается о проектах и творческих работах, которые могут считаться внеклассной деятельностью и то, как в них были использованы информационные технологии, как эти работы могут использоваться в учебной деятельности.

Кроме текстового варианта, данный доклад представлен и в электронном виде для защиты.

1. Классная работа

Много столетий для обучения в школах используется коллективная классно-урочная система, которая так же называется традиционной. Она применяется до сих пор и на пост советском пространстве. Она обладает как положительными моментами, так и отрицательными.

Классно-урочной системе присущи следующие характерные черты:

Изобретение классно-урочной системы, представляющейся нам сейчас естественной и очевидной, в свое время было революцией в образовании, так как оно открыло возможности всеобщего и экономного обучения (один учитель может обучать до 30 и более школьников).

Достоинства классно-урочной системы: четкая организованность и упорядоченность учебной работы, организующая и воспитывающая роль педагога, взаимодействие обучающихся и возможность коллективных способов работы, экономичность обучения.

Недостатки: ограниченные возможности индивидуального подхода, ориентация на «среднего» ученика, работа в едином для всех темпе, преимущественно устным способом деятельности, определенной искусственностью в делении всех занятий на 40 — 45-минутные отрезки.

Необходимо отметить, что для нас уроки стали более интересными после появления в школе информационных технологий. Например: интерактивных досок, медиатеки, использование учителями интересного дополнительного материала, возможность защиты презентаций на уроках.

2. Внеклассная работа

Внеклассная работа – это развитие у учеников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, условия для раскрытия их талантов и способностей. Эта работа может помочь в воспитании нашей общественной и познавательной активности, окажет им помощь при выборе профессии. Каждый из видов организации деятельности учащихся за пределами учебных занятий имеет свои особенности.

Общим принципом занятий для нас во внеурочное время является добровольный выбор форм и направления этой работы. Важно, когда в школе предоставлен выбор кружков, факультативов, элективных курсов, которые позволяют развить опыт самореализации.

Нам важно, чтобы любой вид занятий, в котором участвует ученик, имел общественную направленность, чтобы мы видели, что дело, которым мы занимаемся, нужно и полезно обществу. Так же необходима опора на инициативу и самодеятельность, так как любое дело или мероприятие воспринимается учащимися так, как будто оно возникло по их инициативе, даже если оно и было подсказано старшими. Внеклассная работа не должна строиться только на принципе развлечения. Все виды внеклассной работы должны обеспечивать единство и взаимодействие между учениками и учителями.

Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно выросла степень влияния окружающего мира на подростков. Но вместе с тем и появилась возможность активизации, как учебного процесса, так и внеклассной работы.

Важно понимать, что любую творческую работу можно считать внеклассной. Например, презентация, подготовленная для урока биологии, является частью учебного процесса. Но она выполнена качественно, со знанием темы, и может использоваться как учебное пособие, то есть может считаться и внеклассной деятельностью, так как содержит больше информации, чем необходимо для урока.

Другой пример. Создание сайта после изучения темы с одной стороны выполняется по заданию учителя и является частью учебной деятельности, контрольной проверки знаний. Но если создать необходимый социальный сайт для школы или другого общественного объединения, то это уже внеклассная работа.

В нашей школе существует Медиатека, которая обеспечивает ученикам нашей школы выход в Интернет и дополнительную информацию по любому из школьных предметов. Интересным является то, что основу фонда Медиатеки составляют работы учеников нашей гимназии, которые когда-то в ней учились, или учатся сейчас.

Компьютерные технологии быстро вошли в нашу жизнь. Они применяются нами для подготовки к урокам, а в последнее время и учителями.

Использование информационных технологий во внеклассной работе очень важно. Наши исследовательские работы опираются на возможности, которые даёт компьютер, знания учителей, а лишь потом на библиотеку.

Использование компьютерных технологий необходимо на всех этапах исследовательской работы. Она начинается с вопроса, который интересует ученика. Когда ученик заинтересовался проблемой, он пытается найти информацию. Часто для этого используется Интернет. Узнав, как освещён вопрос, проконсультивровавшись с учителем, ученик начинает свой поиск в практической сфере. И тут он снова прибегает к компьютерным технологиям. После того, как теоретическая часть проекта сформировалась, ученику необходимо предоставить материалы для защиты работы. Для этого он использует различные прикладные программы и другие средства. Например: Microsoft PowerPoint, Adobe PhotoShop CS3, Microsoft Word, язык PHP, язык HTML, каскадная таблица стилей(CSS), язык JavaScript, Microsoft Exel, Google Earth и многое другое.

Нас радует, что существуют различные конференции, где и мы, ученики, и учителя можем обменяться опытом друг с другом. Нам интересно получать опыт в информационных технологиях от ведущих IT компаний, от тех педагогов, которые составляют учебники, и вообще делиться друг с другом интересной информацией. За это хотелось бы поблагодарить организаторов нашего фестиваля, где создаются такие возможности.

Очень для нас важно то, что занимаясь внеклассной работой, мы можем получить опыт самореализации, защищая свои работы, мы получаем опыт работы на публике. Это нужно, так как не у всех учеников есть навыки публичных выступлений, а защита работ помогает нам эти навыки развить.

Вся внеклассная деятельность с использованием информационных технологий очень пригодится нам в дальнейшей жизни. Смотря на то, как сегодня школы переходят на компьютерные технологии, понимаешь, на сколько необходимо в современном мире обладать информационной грамотностью, навыками работы на компьютере и быстрого поиска информации.

Проект «Внутри дворца»

Проект «Внутри дворца» выполнен в виде презентации. Он является отчётной работой по информатике после изучения темы: «Офисные технологии. Текстовые документы и мультимедийные презентации» программы «Школьного Университета» в мае 2009 года. Целью данного проекта является применение информационных технологий и его создание совместно с учителями-предметниками. Проект должен был служить дополнением к учебной программе и являться пособием.

Презентация «Внутри дворца» подробно рассказывает о пчёлах, их жизни, поведении, классификации, эволюции, размножении, строении, характеристике и о многом другом. Кроме описания жизни пчёл и роли их в природе было рассказано об их влиянии на искусство и историю культуры.

Презентация была подготовлена в программе Microsoft PowerPoint и состоит из 92-х слайдов. С использованием программы Adobe PhotoShop CS3 был создан собственный шаблон оформления презентации, основанный на стандартном шаблоне Microsoft Office. Показ слайдов осуществляется в автоматическом режиме, то есть с помощью управляющих кнопок, для которых был разработан собственный дизайн - в виде сот. Для оформления презентации использовались фотографии, рисунки и схемы в цифровом виде. Текст презентации был озвучен с использованием функции «Звукозапись» с добавлением музыкальных фрагментов.

Проект был оформлен в виде CD-диска. Используя программу Adobe PhotoShop CS3, были выполнены вкладыши и этикетка для диска.

Данную презентацию можно использовать как мини-энциклопедию о жизни пчёл. Этот проект в данный момент используется на уроках «Познания мира» (1-4 классы) и «Биологии» (7 класс), как дополнительный материал по изучаемой теме.

  

Проект «Школьный двор будущего»

Для участия в «Конкурсе юных экологов г. Алматы» и «IV Республиканском Форуме юных экологов Казахстана» в мае-июне 2009 года был создан проект «Школьный двор будущего». Целью данного проекта является изучение состояния школьного двора с экологической, эстетической и практической точек зрения. После проведения анализа был составлен проект по улучшению. Было изучено состояние школьного двора и пришкольной территории, измерено расстояние от школы до магазинов, жилых домов, автострады со стороны каждой улицы. Результаты были проверены на соответствие санитарно-гигиеническим нормам.

 Проект состоит из нескольких частей:

Реконструкция сайта музея Боевой Славы

Реконструкция сайта была выполнена в качестве отчётной работой по информатике после изучения темы: «Технологии создания сайта и основы WEB-дизайна» программы «Школьного Университета» в ноябре 2009 года.

20 февраля 2010 года музей Боевой Славы Казахстанско-Российской школы-гимназии №54 имени И. В. Панфилова отмечает свой 45-ти летний юбилей, а также 9 мая 2010 года будет праздноваться 65-ая годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Этим событиям также была посвящена данная проектная работа.

В начале войны, 14 июля 1941 года генерал-майор Панфилов был назначен командиром 316-ой стрелковой дивизии. Участвуя в боях на Западном фронте, дивизия вела непрерывные бои на подступах к Москве. В бою под деревней Гусенево, в районе Волоколамска 18 ноября 1941 г. Панфилов погиб. В дни героической обороны столицы дивизии присвоено имя её погибшего командира И. В. Панфилова. За боевые заслуги она была преобразована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию (ноябрь 1941), удостоена почётного наименования "Режицкая" (август 1944), награждена орденами Ленина, Красного Знамени и Суворова 2-й степени. 6 мая 1942 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской СССР школе было присвоено имя И.В.Панфилова.

Сайт музея Боевой Славы был создан учеником гимназии А.Барышковым в 2004 году. Он располагался по адресу 28p.host.kz до 2006 года. После был удалён с сервера и лишь в 2009 году нашёл своё место на сайте www.krg54.ru и сменил адрес на 28p.krg54.ru. В 2009 году было проведено глобальное обновление сайта. Были пересмотрены существовавшие и созданы новые страницы.

Сайт был создан на языке PHP, с использованием разметки HTML. При создании сайта использовались новейшие технологии: каскадная таблица стилей(CSS), язык JavaScript.

Данная работа будет продолжена, так как музей Боевой Славы является неотъемлемой частицей школы-гимназии. За свою 44-х летнюю историю коллектив музея воспитал не одно поколение патриотов и защитников своей Родины.

Выводы

  1. Любую творческую работу ученика можно считать внеклассной работой;
  2. Работа, которая содержит больше сведений, чем необходимо, и подготовлена на более высоком уровне, обеспечивает рост и развитие ученика;
  3. Любой вид занятий, в котором участвует ученик, должен иметь общественную направленность, возможность получения опыта самореализации и укрепление связи между учеником и учителем;
  4. Необходимо не только поддерживать наши инициативы, но главное подталкивать нас к их проявлению;
  5. Внеклассная работа не должна строиться только на принципе развлечения, она должна быть полезной и сделана с интересом со стороны ученика;
  6. Все виды внеклассной работы должны обеспечивать единство и взаимодействие учеников с учителем.

При подготовке этого доклада меня удивило то, что наша система обучения имеет древние корни и хорошо сбалансирована. Реньше я об этом не задумывался и просто учился, а теперь ощутил всю мощь и устойчивость системы образования. То, что существует возможность совмещать классную и внеклассную работу очень важно как для учеников, так и для учителей, так как во время совместной деятельности улучшаются и развиваются контакты между нами.

Литература

  1. «Формы организации обучения», revolution.allbest.ru
  2. «Внеклассная работа школы№38 г. Шымкент», www.schools.kz
  3. «Использование информационных технологий и внеклассная деятельность», ШапаринаС.В., учитель биологии МОУСОШ (Ханты-мансийский район п.Луговской), www.256.ru
  4. «Использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности», БезменВ.В., учитель русского языка и литературы¸ www.ucheba.com