Рейтинг@Mail.ru

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА

Кучмий Татьяна Васильевна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №46», г. Саратов

задать вопрос автору

Последние несколько лет основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания и использования «правильных», качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Появилось даже такое понятие как ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). По каждому учебному предмету организуется соответствующий ресурс: ОМС по биологии, ОМС по информатике и т.д. Минимальной структурной единицей ОМС является тематический элемент (ТЭ). Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

  1. модуль получения информации (И-тип);
  2. модуль практических занятий (П-тип);
  3. модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объёмом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.

Для каждого ЭУМ постоянно разрабатываются аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.

Основное преимущество ЭОР НП в сравнении с обычными учебниками заключается в том, что они дают возможность школьникам получать новую информацию по разным каналам восприятия - с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. В сети Интернет размещаются инновационные учебно-методические комплексы, которые будут ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе. Пользуясь открытой модульной мультимедийной системой, учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников.

В практике работы современного учителя-предметника электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.

В новой модели обучения целесообразно реализовывать различные типы уроков. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя
  2. Урок — обучающий семинар с использованием ЭОР НП.
  3. Урок — виртуальная лабораторная работа на основе использования ЭОР НП
  4. Уроки-практикумы с использованием ЭОР НП
  5. Урок — обсуждение (выдвижение) идей
  6. Урок — проблемный семинар

Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения позволяет расширить набор педагогических приёмов и методов учителя, нацелить учащихся на приобретение опыта поиска информации по предлагаемым вопросам, совершенствование своих умений в переработке и представлении информации.

Литература

  1. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с..
  2. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004; издание второе – М.: Ритм, 2005.
  3. Осин А.В Создание учебных материалов нового поколения// Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» - М.: Просвещение. – 2003. – №2.