Рейтинг@Mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Чикалов Алексей Викторович

КГОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж», г. Рубцовск, Алтайский край

задать вопрос автору

Анализ практики обучения в общеобразовательной школе свидетельствует о существовании множества различных методик с использованием проектов на уроках, при этом все исследователи сходятся в том, что проектная деятельность помогает учащимся осмысленно исследовать проблемы, принимать обдуманные решения, быть инициативными. От современного же учителя требуется понимание того, что теперь он направляет учащихся со стороны, включается в процесс активного сотворчества, преимущественно тренирует и моделирует, чем объясняет. Более того, учителю необходимы и фундаментальные знания, опыт организации проектной деятельности учащихся, которые он должен получить уже при освоении педагогической специальности в вузе или ссузе.

Одним из главных условий успешности в педагогической деятельности, особенно в организации проектов, можно считать профессионально-творческую компетентность учителя. Только знающий, творческий педагог сможет зажечь в учениках искру самостоятельного познания.

Наиболее остро, на наш взгляд, проблема формирования творческой компетентности встает именно сейчас, когда интенсивно изменяются условия педагогического труда: на смену традиционным средствам обучения приходят мультимедийные, все больше разрабатывается цифровых образовательных ресурсов (далее — ЦОР), расширяются коммуникации.

Остановимся на описании опытной работы по формированию творческой компетентности у будущих учителей начальных классов при изучении дисциплины «Технические средства обучения с методикой применения в учебно-воспитательном процессе». Традиционные и современные ТСО не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки, с нарушением эргономических, психолого-педагогических и других требований. Для этого широко используются задания, требующие творческого мышления: задачи по практическому приложению изученного материала (на моделирование учебных ситуаций), решение проблемных задач и ситуаций, ориентированных на реальную педагогическую деятельность, постановка вопросов и формулировка задач и заданий.

Указанный учебно-методический инструментарий позволяет создать на занятиях рефлексивно-креативную среду, благоприятную атмосферу сотворчества, а также позволяет заложить хорошую базу для включения студентов в проектную деятельность. К моменту разработки проекта мультимедийного урока у студентов накапливаются необходимые профессиональные знания и умения в создании презентаций, интерактивных плакатов.

Создание проектов уроков (внеклассных занятий) с применением ЦОРов заключается в оформлении конспекта, разработке дидактического материала в рамках определенной темы (презентация и продукт Smart Notebook), написании аннотации на ЦОРы. Проектирование ЦОРов осуществляется поэтапно: концептуальное проектирование (анализ учебного материала урока, планирование урока, определение места ЦОРов на уроке, создание сценария ЦОРов), затем программная реализация ЦОРов и, наконец, взаимная экспертиза, апробация и редактирование разработанных ЦОРов.

В процессе проектирования ЦОРов создаются благоприятные условия для реализации задачи развития профессионально-творческой компетентности студентов. Будущие учителя выражают психологическую готовность к решению нестандартных педагогических задач, связанных с проектированием и реализацией в обучении младших школьников ЦОРов.

Литература

  1.  Тутолмин, А.В. Профессионально-творческая компетентность педагога начального образования: монография / А.В. Тутолмин. — М. Московский гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова, 2006.—112с.