Рейтинг@Mail.ru

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Черномордова Нина Сергеевна

Курский государственный университет, г. Курск

задать вопрос автору

Проблема человека в изменяющемся информационном мире ставит перед обществом, системой образования новые задачи, связанные с созданием предпосылок адаптации субъекта к быстро изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Компьютер, информационная техника и технологии открывают и новые измерения сознания.

Появление информационных технологий обучения, ориентированных на использование компьютерных технологий, существенно усилило возможность управления учебным процессом, создало предпосылки для адаптивного обучения. Интенсификация обучения достигается за счет создания новых способов обучения, возможности хранить, пополнять, систематизировать и оперативно использовать банки информации по любой области знания, за счет более высокой, чем при традиционных методах обучения, степени наглядности, возможностей широкого тиражирования опыта лучших преподавателей, отраженного в программных продуктах, высвобождения преподавателя от рутинного нетворческого труда, что позволит ему уделять основное внимание воспитанию студентов.

Классическая педагогическая система обучения ориентирована на традиционные аудиторные формы обучения. При этом отличительной особенностью системы современного профессионального обучения является наличие в системе доминирующего элемента - информационной среды, обеспечивающей активное использование информационных технологий в учебном процессе.

Планомерное создание электронных ресурсов для образовательного процесса кафедр, факультетов, координирует в университете институт информационных технологий. Одним из механизмов этого процесса являются ежегодные внутренние конкурсы грантов университета, организация рабочих мест для преподавателей, создающих электронные пособия с методическим и технологическим сопровождением сотрудников института, работа технологических служб для проведения видеосъемок, создания мультимедиа-приложений, электронных оболочек, сетевых дистанционных курсов и т.п.

Появление электронных образовательных ресурсов обучения, ориентированных на использование компьютерных технологий, существенно усилило возможность управления учебным процессом, были созданы предпосылки для адаптивного обучения. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода катализатором тех тенденций, которые обнажили информационную суть процесса обучения.

На сегодняшний день в связи с наступлением эпохи информатизации образования радикальное изменение технологии обучения и формы представления образовательной информации является требованием времени. Современные мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственные влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для студента, так и для преподавателя. И в связи с этим фактом следует отметить, что использование электронных образовательных ресурсов существенно влияет на характер подачи информации и на методы обучения.

Электронные образовательные ресурсы обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятие учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

Электронные образовательные ресурсы превратили устную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Моделировать процессы, которые развиваются во времени; возможность интерактивно менять параметры этих процессов - очень важное дидактическое преимущество электронных обучающих систем. Это связано с возникновением информационных сред обучения и виртуальных образовательных пространств, где в качестве посредника выступают современные средства информационных технологий. Появляются новые формы организации учебной информации, которые, прежде всего, характеризуются нелинейным структурированием учебного материала, что, в свою очередь, позволяет обучаемому выбрать индивидуальную траекторию обучения.

К электронному ресурсу обучения должна быть составлена методическая записка, в которой указывается, виды умений, которые вырабатываются с его помощью, на каком учебном материале базируется, примерное время работы, другими словами, должен иметь примерный сценарий его применения другими педагогами. При использовании на занятии электронных образовательных ресурсов структура занятия сохраняется, но меняются временные характеристики.

Литература

  1. Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования – Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2002
  2. Моисеев В.Б. Элементы информационно-образовательной среды высшего учебного заведения – Ульяновск: УлГТУ, 2002