Рейтинг@Mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ WEB 2.0

Буланов Сергей Владимирович

ООО «Креатив Медиа», г. Москва

задать вопрос автору

Развитие социальных сервисов Интернета предопределило необходимость использования новых возможностей в структуре повышения квалификации работников образования. Безусловно, можно говорить о широких возможностях социальных сетей в реализации дистанционных образовательных технологий. Тем не менее, нам бы хотелось, в данном докладе, акцентировать внимание на использовании инструментов социальных сетей в очном обучении педагогов в ходе курсов повышения квалификации.

Модернизация существующих программ повышения квалификации работников образования в связи с развитием социально-педагогических сообществ связана, прежде всего, с возможностями фиксации основных элементов учебно-воспитательного процесса средствами сервисов Веб 2.0. (дневники обучения, рабочие тетради), а также знакомством с профессионально ориентированными сетевыми сообществами в процессе обучения.

На разных этапах реализации программ повышения квалификации могут быть задействованы различные сервисы. На этапе формирования учебной группы, адаптации содержания программы специфике конкретной группы, очень важно определение индивидуального образовательного маршрута освоения программы учебного курса, предварительный выбор вариативных модулей слушателями и в зависимости от их выбора комплектование учебных групп, все это – осуществляется непосредственно до начала обучения путем самозаписи слушателей на интересующие их вариативные модули программ. Организация диспутов, круглых столов, мастер-классов в формате баркемпа (barcamp) тоже осуществляется по предварительной самозаписи слушателей и определения в результате самозаписи значимых для слушателей проблем. Самозапись осуществляется на интернет-страницах с возможностью коллективного редактирования, например вики-страницах, документах Гугл (http://docs.google.com/).

Блоги (http://ru.wikipedia.org/wiki/Блог) являются удобной формой рефлексии учебных достижений слушателей, позволяют осмыслить содержание программы в контексте собственного профессионального развития. Возможны ситуации, в которых рефлексивные блоги курсов повышения квалификации впоследствии перерастают в сообщества, это происходит в тех случаях, когда в процессе обучения большое значение уделяется командной работе и блоги становятся естественной средой для послекурсового общения слушателей.

Важную роль в организации образовательного процесса играет сегодня создание портфолио учебных достижений. В современном образовании портфолио (портфель, http://ru.wikipedia.org/wiki/Веб-портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся рассматривается как один из основных образовательных трендов последнего десятилетия, идея портфолио выступает существенным элементов модернизации образования во всем мире. Создавая портфолио учащийся получает возможность самостоятельно представить свои способности. Важнейшей целью портфолио является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессу обучения.

Для организации проектной деятельности в программе курсов повышения квалификации могут быть использованы вики (http://letopisi.ru/, http://wiki.iot.ru/ и т.д.), блоги (http://.blogspot.com, http://blogger.com, http://liveinternet.ru, http://livejornal.com/, http://blog.ru/, и т.д.), социальные сети (http://openclass.ru/, http://www.campus.ru/, http://professionali.ru/, http://www.intergu.ru/, http://vsevteme.ru/home, http://www.soobshestva.ru/, http://setilab.ru/, http://rusedu.net/) и т.д.

Отбор и накопление профессионально значимой информации в интернете позволяют осуществлять сервисы закладок. Именно поэтому программы курсов повышения квалификации должны предусматривать знакомство с сервисами закладок и освоение приемов работы с ними: http://www.bobrdobr.ru, http://Del.icio.us, http://rumarkz.ru/, http://utx.ambience.ru/.

Используя социальные сервисы Web 2.0 в организации образовательного процесса в системе повышения квалификации работников образования, достигается новое качество образования, адекватное условиям XXI века, детерминируются ментальные изменения у педагогов, предопределяющие широкие возможности использования Интернета в школьном образовании.