Рейтинг@Mail.ru

МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Окулич-Казарин В.П.

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

Модель дистанционного обучения и воспитания представляет собой сочетание автоматической рассылки писем, периодических писем и писем обратной связи. Каждое письмо оформлено в виде: приветствие, основная часть и пожелание. Основная часть состоит из теоретических блоков и практических заданий. Именно практические задания обеспечивают решение воспитательных задач.

К настоящему времени, дистанционное образование находится на 5 этапе своего развития и дает возможность готовить кадры на рабочих местах. Пятый этап характеризуется внедрением новых информационных систем, Интернет-технологий и онлайнового обучения; развитием виртуального образования; разработкой модели «интерактивного университета».

Непосредственно дистанционному обучению различных профессиональных групп посвящено большое количество научных и методических работ. И здесь достаточно сложно сказать принципиально новое слово. В то же время многие авторы отмечают, что Интернет-образование имеет слабый воспитательный эффект, проявляющийся в отсутствии единства учебно-воспитательной работы, и поэтому оно не может быть рекомендовано для решения воспитательной задачи при подготовке специалистов. Дистанционное образование сводится в основном к получению знаний, а его воспитательная и развивающая функции практически не реализуются. В связи с этим необходимо разработать воспитательное сопровождение для системы дистанционного обучения.

В основу настоящей работы положен тезис об общих основах гуманитарной подготовки управленческих и педагогических кадров. То, что основу профессиональной подготовки педагогов составляют гуманитарные знания, является бесспорным. В настоящей работе описаны некоторые аспекты, позволяющие решать воспитательные задачи в процессе дистанционного обучения.

Совершенствование Интернет-образования с позиции реализации воспитательной функции может быть достигнуто, например, посредством широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (имитационные и деловые игры). Игровые формы обучения получили широкое распространение в средней школе, хотя игра как средство воспитания и развития известна давно, особенно в детской психологии и дошкольной педагогике.

В методическом аспекте образовательная игра характеризуется двуплановостью, поскольку направлена на достижение двух целей: игровой (явной) и педагогической (латентной), которая, будучи приоритетной, не должна довлеть над первой. В Интернет-игре (вместо передачи информации от преподавателя к студенту), в имитационной деятельности и квазидиалогическом общении ее участников создаются условия для порождения знаний, которых никто в отдельности получить не в состоянии. Игровой метод полифункционален и существенно расширяет возможности Интернет-обучения при воспитании личности: самостоятельности и ответственности, честности, настойчивости, лидерских и коммуникативных качеств, профессиональной направленности, повышении самооценки и др.

Благодаря запатентованным «Ноу-Хау», использованию новейших мировых достижений в области дистанционного обучения студентов специальности МВА и обратной связи со студентами, отработана модель дистанционного обучения и воспитания, дающая высокие результаты личного и профессионального роста. Учебные курсы предназначены для повышения квалификации управленческих и педагогических кадров, т.к. в их основу заложены гуманитарные знания. В настоящее время продолжается совершенствование методики представления учебного материала.

Модель дистанционного обучения и воспитания представляет собой сочетание автоматической рассылки писем, периодических писем и писем обратной связи. Автоматическая рассылка обеспечивает изучение основной темы; периодические письма – корректировку воспитательного процесса и учебную мотивацию; обратная связь – контроль уровня позитивных изменений. Каждое письмо оформлено в виде «сэндвича»: приветствие, основная часть и пожелание. Основная часть состоит из теоретических блоков и практических заданий.

Именно практические задания обеспечивают решение воспитательных задач. Они имитируют квазиинтерактивное взаимодействие педагога и студента при поэтапном усложнении задач. Типичная ошибка «студентов» – прочитать теоретическую часть Курса и считать, что этого достаточно. А ведь прилагаемые упражнения нужно выполнять, причем обязательно письменно! В разработанной модели выполнять упражнения рекомендуется как раз тогда, когда их выполнять не хочется, но это вовсе не значит, что их нельзя делать тогда, когда хочется. После чтения каждого письма и выполнения каждого упражнения необходимо задать себе вопрос: «Какую пользу Я получил(а)?». Естественно, больше пользы получают те, кто выполняет упражнения, а не просто читает материалы.

Отзыв Марины Х.: «Насчет курса "Я – ПОБЕДИТЕЛЬ", очень интересная и полезная программа. Упражнения я старалась выполнять честно и добросовестно. Первую неделю было тяжело, но ведь учиться всегда непросто, так? После первых нескольких заданий пришло понимание того, что мне это действительно интересно, и сила воли и желание стать действительно победителем. Курс «Я – ПОБЕДИТЕЛЬ» мне позволил поверить в свои силы... Некое символичное деление всех людей на три группы помогает определить главную цель, стать победителем и в завершении курса сравнить полученный результат с ожидаемым. Одним из самых моих любимых и одновременно сложных заданий, стал этап «Отказ от критики» – очень практичное задание. Не только в трудовой деятельности помогает, но и в семейной жизни стало на порядок меньше конфликтов... В целом, спасибо Вам огромное, Валерий, за дистанционный курс "Я – ПОБЕДИТЕЛЬ"!!!», апрель 2009.

Таким образом, совместив достоинства информационных и игровых технологий, удалось существенно повысить эффективность Интернет-образования. Высокая результативность обучения и воспитания достигается за счет оптимального сочетания теории и практики, использования авторских патентованных методик (уровень изобретения) и профессионального конструирования содержания учебных программ, уровень мировых программ МВА).

Представленные результаты могут быть использованы в процессе дистанционного обучения и воспитания не только управленческих и педагогических кадров, но и других профессиональных групп.