Рейтинг@Mail.ru

ДВА ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Трубицына Елена Владимировна

Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КИПК и ПРО)

задать вопрос автору

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен авторский вариант определения ИОС.

В современной педагогической литературе, посвящённой вопросам информатизации, модернизации современной школы, использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании и т.п. настойчиво обсуждаются вопросы формирования и развития информационно-образовательной среды образовательного учреждения и её компонентов, вопросы влияния данных компонентов на общее протекание и на отдельные стороны образовательного процесса. Актуальность этих вопросов обусловлена существованием ряда проблем, характерных для современного состояния общества и образования в целом: вопросов соотношения генотипического и средового влияний на развитие ребёнка, обучения и воспитания в условиях складывающегося информационного общества, воздействия компьютера на здоровье человека, использования новых информационных технологий для взаимодействия людей и т.д. Современное состояние науки, техники и производства позволяет говорить о том, что мировое сообщество уже вступило в новую стадию своего развития: информационное общество, главным ресурсом которого является информация. Именно владение информацией рассматривается основополагающим фактором для эффективной и оптимальной организации любой деятельности, а человек приобретает определенный статус – созидателя и организатора информационных потоков, мощность и объем которых увеличивается с каждым годом.

В соответствии с обновлением парадигмы в обучении и развитии новых представлений об открытости и широте информационных ресурсов, технической доступности новых источников знаний в корне меняется и образовательная среда, в которой протекает информационная деятельность человека. Именно достижения вобласти информационных и телекоммуникационных технологий и их применение вобразовании привели квозникновению термина «информационно-образовательная среда». В 90-е годы прошедшего века, когда активно шла компьютеризация всех социальных институтов, в отечественной и зарубежной педагогике утвердилось понимание новых возможностей информатизации образования. В работах Я.А.Ваграменко, А.В. Хуторского, Н.В. Брановского утверждается положение о том, что информационные технологии могут стать основой проектирования и моделирования новой развивающей среды и обучающего пространства - “информационное образовательное пространство” и “информационная образовательная среда” соответственно.

На сегодняшний день термин «информационно-образовательная среда» утвердился в педагогике и можно выделить два основных подхода к его рассмотрению, которые в равной степени встречаются в различных источниках информации – как печатных, так и электронных. Назовем условно эти подходы «программно-технический» и «социально-педагогический»; деление основывается на ресурсе, который авторами понятия принят за базовый ресурс среды. Несмотря на разницу, подходы эти непротиворечивы и немногозначны.

В основу программно-технического подхода к определению информационно-образовательной среды положены информационные, программные и технические ресурсы, объединённые в систему, обеспечивающую эффективное протекание образовательного процесса.

Анализируя многочисленные определения информационно-образовательной среды с точки зрения программно-технического подхода, очевидными становятся основные технологические черты ИОС. Во-первых, ИОС – это многокомпонентная система, напрямую связанная с информационно-коммуникационными технологиями. Во-вторых, построение ИОС нацелено на удовлетворение образовательных потребностей субъектов образовательного процесса. В-третьих, компонентами информационно-образовательной среды являются программные средства, техническое обеспечение, педагогические и психологические ресурсы, способы организации и управления образовательной средой.

Социально-педагогический подход базируется на таком понятийном аппарате, как «среда», «реальность», «педагогическая система», обеспечивающем взаимодействие составляющих компонентов. В определениях такого плана информационно-образовательная среда не теряет свойств многокомпонентности, направленности на достижение образовательного результата. Однако структура ИОС представляется при таком подходе значительно более сложной, появляются такие компоненты, как духовный, субъектный, содержательный, а программное и аппаратное обеспечение становятся лишь частью саморазвивающейся образовательной среды. Покажем разницу в подходах к определению информационно-образовательной среды.

Программно-технический подход Социально-педагогический подход
Определение (возможная формулировка) Свойства информационно-образовательной среды из определения Определение (возможная формулировка) Свойства информационно-образовательной среды из определения
программно-телекоммуникационная система, направленную на ведение учебного процесса едиными технологическими средствами и обеспечивающую его информационную поддержку;

Структурирован-ность (способность организовываться) – как следствие, сложность, и насыщенность ресурсами.

Системность – способность компонентов системы к взаимодействию и, как следствие, появлению новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам.

Открытость – способность обмениваться ресурсами с внешними средами.

Техничность – зависимость эффективности образовательных процессов от программно-технического обеспечения.

Целостность – внутреннее единство объекта, его относительная автономность.

педагогическая система нового уровня, включающая материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое и маркетинговое обеспечение

 

Адаптивность – способность среды не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, а также модифицировать информационное ядро среды, адекватно отражая потребности общества.

Субъектность – зависимость уровня развития ресурсов среды, её компонентов и среды в целом от активности участвующих в среде субъектов.

Управляемость – способность изменяться под целенаправленным воздействием для дальнейшего развития и совершенствования.

 

информационно-коммуникационная предметная среда, обеспечивающая компьютерную поддержку процесса обучения;

 

 
социально-психологическая реальность, в которой созданы психолого-педагогические условия, обеспечивающие познавательную деятельность и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных технологий;
открытая система, объединяющая интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы;

средство управления процессом информатизации в образовании;

 

многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов и технологий, обеспечивающих информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности учебного заведения;

 

культурно-образовательная среда, где главным носителем образовательной информации является электронный ресурс;

 
единое информационно-образовательное пространство, объединяющее информацию, как на традиционных носителях, так и электронных; компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия; дидактические средства.

систему, объединяющую информационное, техническое, учебно-методическое обеспечение, неразрывно связанную с субъектом образовательного процесса;

 
системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей образовательная среда, в которой используются новые информационные технологии обучения, сетевые возможности и ресурсы, протекает обмен информацией между участниками образовательного процесса, существуют возможности расширения границ образовательного процесса путем использования информационных коммуникаций между образовательными учреждениями

Таким образом, информационно-образовательная среда предстает перед нами как сложное, многокомпонентное системное образование, насыщенное разнообразными ресурсами, один из которых – информационный – выделяется как базовый в достижении субъектом поставленной образовательной цели. Информационно-образовательная среда – это проектируемая и создаваемая субъектами образования система, способная к саморазвитию, в которой между субъектами и компонентами устанавливаются связи и отношения на основе информационной деятельности по достижению образовательных целей. Информационно-образовательная среда определяется с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой стороны, как педагогическая система, следовательно, при проектировании, моделировании и развитии среды должны ставиться и решаться не только «информационно-программно-технического» характера, но и «социально-психолого-педагогические» вопросы.