Рейтинг@Mail.ru

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИКТ-СРЕДЫ

Зеркина Елена Владимировна

Магнитогорский государственный университет (МаГУ)

Доклад посвящен аспектам культуры поведения в распространенных социальных сетях, как элемента снижения негативного воздействия среды ИКТ на душевное, моральное, эмоциональное здоровье школьника.

задать вопрос автору

Многообразие социальных сетей в Интернет, объединяющих людей с различными интересами, для школьника является большим соблазном. Уже сейчас довольно большую часть аудитории популярных социальных сетей составляют школьники среднего и старшего звена. Бесспорные плюсы таких ресурсов (поиск единомышленников, новых интересов, друзей, общения и т.п.) уравновешивают, а часто и перевешивают минусы от отсутствия минимальных навыков культуры поведения в подобных сообществах. Как показывает практика, большинство подростков используют виртуальное общение в качестве средства самореализации, причем, избирают самый легкий путь – путь негатива. Оскорбительные никнеймы, комментарии, фотографии, аватары, записи в «гостевых» других пользователей – все это свидетельствует о непонимании (намеренном или нет) того, что в виртуальном пространстве существует такая же культура поведения, как и в реале, такие же правила и нормы.

Не следует забывать и о такой важной вещи – как ограничение выкладываемой информации в своих профилях. Нередко, зайдя в анкету пользователя социальной сети типа Vkontakte, Мой мир, Одноклассники, можно получить более чем исчерпывающую информацию о владельце. Начиная от номеров мобильных телефонов, мест развлечений, разнообразных фотографий (порой неприличных), различными откровениями, списками друзей и знакомых, и заканчивая даже домашними адресами, причем все данные могут находиться в открытом доступе. Открытый доступ – это возможность любому пользователю социальной сети свободно просматривать данные, не получая на это специального разрешения от владельца (не являясь его «френдом», например). По сути, такие «открытые» анкеты позволяют каждому желающему получить сведения о заинтересовавшем его пользователе. При чем пользователь может об этом и не узнать. Что особенно опасно, учитывая «наводненность» виртуального мира как асоциальными, так и преступными элементами, выискивающими очередную жертву для своего удовольствия. Для избегания неприятных ситуаций во время виртуального общения в социальной сети можно использовать: авторизацию (зафрендивание) пользователей, имеющих доступ к профилю; закрытие анкеты от просмотра ее неавторизованными пользователями; сокрытие контактной информации (телефон, uin ICQ, e-mail); разумное размещение собственных мыслей (нужно помнить, что эти записи могут прочесть люди, которым они не предназначены) и т.п.

Таким образом, культура поведения в социальной сети должна включать в себя как навыки использования норм поведения в виртуальном пространстве (например, 10 правил сетевого этикета, правила поведения на конкретном ресурсе), так и навыки защиты выкладываемой информации. Школьники должны не только уметь себя корректно вести в социальных сетях, но и уметь обеспечить свою безопасность, контролируя, дозируя и четко определяя рамки доступности размещенных данных.

Исследование проводится при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 01-06-85614 а/У «Активизация учебно-воспитательной работы со школьниками по преодолению негативного воздействия информационно-коммуникативной среды».