Рейтинг@Mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА СДВГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Гребнева О.Л., Даниленко Е.Н., Джафарова О.А., Штарк М.Б.

ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН (ГУ НИИМББ СО РАМН), г. Новосибирск

Применение технологии нейробиоуправления в условиях школы для коррекции ранних проявлений СДВГ позволяет повысить ее эффективность до 90% за счет организации ежегодного скрининга «групп риска», интеграции коррекционных мероприятий в учебный процесс и систематического мониторинга в течение всего периода обучения в средней школе.

задать вопрос автору

Применение технологии биоуправления в условиях школы позволяет не только значительно увеличить эффективность немедикаментозной коррекции у детей и подростков, страдающих ранними (латентными) проявлениями СДВГ (до 90 %), но также существенно повысить эффективность мониторинга и ежегодного выявления «групп риска» для последующей коррекции и возможностью длительного наблюдения.

В последние десятилетия учителя и родители вынуждены уделять особое внимание детям с избыточной активностью, часто сочетающейся с разнообразными нарушениями внимания, поведения, проблемами во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, проблемами в обучении. Несомненно, часть таких детей нуждается в медикаментозном лечении и наблюдении, – но большинство из них относится к группе риска СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). По различным данным, в России от 4 до 34 % детей имеют специфические расстройства поведения и внимания, но информированность специалистов системы образования и родителей о мерах эффективной помощи детям чрезвычайно низка. При этом большинство детей с риском СДВГ имеют хороший интеллектуальный потенциал, о чем свидетельствуют результаты специальных исследований.

Многолетний опыт коллектива Института в разработке превентивных и коррекционных программ, помноженный на содружество с образовательным миром, позволяет нам рассматривать школу как место проведения оптимальной коррекции нарушений внимания и поведения у детей группы риска СДВГ с использованием технологии нейробиоуправления.

Безлекарственная модификация поведения детей и подростков, страдающих ранними (латентными) проявлениями СДВГ, нами рассматривается в качестве альтернативы всем существующим способам профилактики и коррекции. Эффективность нейробиоуправления достигает 90%, ни одна иная технология – лекарственная и психолого-педагогическая не превышает уровня 60-62%.

Начиная с 2003 года нами проводится экспериментальное исследование в двух школах г. Новосибирска, целью которого является создание эффективного протокола для мониторинга и коррекции СДВГ/СДВ в условиях школы, для успешной реализации комплексной программы адаптации детей группы риска поведенческих нарушений и эмоциональной дезадаптации.

Результаты проведеннного обследования 356 учащихся в возрасте от 7 до 10 лет с использованием технологии игрового биоуправления показали, что число детей, страдающих нарушением внимания в разной степени не менее 17% от общего числа обследованных школьников, а процент страдающих аффективными расстройствами типа депрессии и тревожности приближается к 30-32%. Высокий процент специфических нарушений чтения, правописания, арифметических навыков, внимания соответствуют мировым статистическим сведениям, полученным по данным Американской педиатрической ассоциации, 2004г., (до 20%).

Детям, имеющим признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью назначается курс индивидуального нейробиоуправления.

Для проведения тренингов нейробиоуправления и электроэнцефалографической диагностики используется программно-аппаратный комплекс «БОСЛАБ — ШКОЛЬНЫЙ», созданный в ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, г. Новосибирск (Регистрационное удостоверение № ФС 022а2000/1026-044 ;Сертификат соответствия №РОСС RU.АЯ79.В03819; , методические указания №99/175 от 18.12.2000 г.).

Основной коррекционный курс проводится во время первого года обучения, минимальное количество сеансов – 30. Во 2-4-ом классах дети получают поддерживающие сеансы бета-стимулирующего нейробиоуправления в среднем один раз в неделю. Ученикам с сопутствующими расстройствами в виде логоневрозов, нарушений речи, произношения, чтения, правописания, в рамках биоуправления проводятся коррекционные сеансы с использованием программно-аппаратного комплекса «БОСЛАБ-ЛОГО» (Регистрационное удостоверение № ФС 022а2000/1026-044 ;Сертификат соответствия №РОСС RU.АЯ79.В03819 ).

Обследование, включающее в себя психологическое тестирование (оценка эффективности, продуктивности и устойчивости, переключения и распределения, объема внимания), анализ электроэнцефалограммы (определение мощности бета-ритма, соотношения тета/бета ритмов, индекса внимания) выполняется в начале и конце каждого учебного года.

Ниже приведены данные, демонстрирующие изменения исследуемых параметров в процессе курса нейробиоуправления у детей экспериментального класса, наблюдаемых в течение четырех лет.

Параметры внимания 09.2003 05.2004 09.2004 05.2005 09.2005 05.2006 09.2006 05.2007
Коэффициент продуктивности внимания (в баллах) 2,43 3,61** 5,38 7,55** 7,34 10,08** 9,74 10,21
Концентрация внимания (в баллах) 6,3 7,2* 7,18 7,81* 8,15 9,21* 9,28, 9,42
Устойчивость произвольного внимания в баллах 1,85 4,72*** 4,65 6,33*** 5,21 6,32**   6,89
ЭЭГ индекс внимания (отношение тета\бета) 6,05 4,62 4,6 3,8** 3,72 2,33* 2,5 2,28
Скорость чтения     37 54 62 77 86 98

Как следует из таблицы, все параметры внимания у детей достоверно изменились в сторону улучшения, ЭЭГ индекс внимания достоверно снизился и приблизился к возрастной норме. Наиболее значимые результаты были получены в течение курса коррекции, проведенного в первом классе. Дополнительные сеансы бета-стимулирующего биоуправления назначались по показаниям, не более 10 сеансов. Эффективность коррекционного курса в целом в группе составила 94 %.

Следствием всего комплекса мероприятий — педагогических, психологических и психофизиологических — явилась высокая академическая успеваемость школьников, все дети успешно закончили начальную школу, полностью соответствуют академическим требованиям успеваемости, предъявляемым к здоровым школьникам, адаптированы к продолжению обучения в обычных классах.

Проводимая нами экспериментальная работа позволила достаточно уверенно выявить некоторые закономерности, определяющие особенности коррекционной работы с детьми группы риска СДВГ в школе и медицинских психолого-педагогических центрах.

Школа

Центр

Своевременное выявление детей, страдающих СДВГ и группу риска СДВГ

 
Обращение связано, как правило, с возникшими серьезными проблемами в обучении, поведении ребенка
Возможность проведения коррекционного курса с первого года обучения Обращение в центры обычно происходит во 2-3 классах начальной школы, около 30 % детей – в подростковом возрасте.
Высокая эффективность, обусловленная, в том числе, проведением необходимого количества коррекционных занятий Не более половины детей проходят курс коррекции в полном объеме.
Работа с детьми группы риска СДВГ Дети группы риска СДВГ не обращаются в центры.
Наблюдение за детьми, получившими основной коррекционный курс, в течение всего времени обучения в школе Не более 20 % детей обследуются повторно
Взаимодействие с учителями школы В большинстве случаев, родители против контактов с учителями
Необходимость консультирования специалистами медицинских учреждений Возможность медицинского контроля в процессе коррекционного курса нейробиоуправления

Таким образом, анализ полученных экспериментальных данных показал высокую эффективность организации кабинетов биоуправления в школе для оказания помощи детям группы риска СДВГ, высокую социально-психологическую адаптацию детей из экспериментальных групп к обучению в обычных условиях. Мы убеждены, что только в условиях школы возможно оказание эффективной помощи детям из группы риска возникновения СДВГ, т.к. обычно они выпадают из поля зрения традиционных социально-медицинских структур.

Основной результат работы состоит в переносе выявления группы риска СДВГ и безлекарственной коррекции средствами биоуправления в школу, что существенно увеличивает эффективность мониторинга и перманентного (ежегодного) выделения «групп риска» из первоклассников с последующей коррекцией и возможностью длительного наблюдения.

Литература:

  1. American Academy of Pediatrics. Clinical practice guideline: diagnosis and evaluation of the child with attention-deficit/hyperactivity disorder. // Pediatrics. -2000. – 105. – P.1158-1170.
  2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи / Экспертный доклад. – М. – 2007. – 64с.
  3. Гребнева О.Л., Джафарова О.А., Лазарева О.Ю. Игровое компьютерное биоуправление в школе. Опыт практического применения. // Бюллетень Сибирского отделения РАМН. – 2004г. – № 3. — С. 71-73.
  4. Гребнева О.Л., Джафарова О.А., Даниленко Е.Н. Нарушения внимания у детей и подростков. Диагностика и коррекция с использованием технологии компьютерного нейробиоуправления// Вестник практической психологии образования. Москва.2005. — №4(5). – C.53-57.