Рейтинг@Mail.ru

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ШКОЛЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Соколова Татьяна Валентиновна

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 (МОУ СОШ №10), г. Саров, Нижегородская область

В статье рассмотрены подходы и методики социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе. Основное внимание уделено применению информационных технологий в решении проблем обучения слабослышащих детей.

задать вопрос автору

Специфика нашей школы состоит в том, что, наряду с общеобразовательными классами, в школе существуют классы коррекции, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями (замедленным психическим развитием, слабослышащие).

Важно то, что дети, имеющие проблемы со здоровьем или по каким-либо причинам не способные усвоить весь объем программ по предмету, обучаются в коррекционных классах параллельно со здоровыми детьми, принимая активное участие в жизни школы. Практикуются индивидуальные занятия преподавателей с детьми, позволяющие учащимся компенсировать дефекты здоровья и получать полноценное образование.

Особое внимание хочется обратить на работу со слабослышащими детьми. Уже более 10 лет в нашей школе ведется систематическая коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение слуха, есть положительные результаты. Хотя состояние слуха глухих и слабослышащих учеников осталось прежним, заметны успехи в развитии слухового восприятия детей. Практически все ученики с нарушением слуха стали лучше распознавать речевой материал на слух. Из года в год улучшается процесс адаптации этих учащихся в слышащей среде. Ребята усвоили необходимость общения с учителями и учащимися только с помощью устной речи. Они уверенно, спокойно и комфортно чувствуют себя в школе, принимают активное участие во всех школьных мероприятиях. В этом большая заслуга сурдопедагога Зиновьевой Н.Е. и психолога Мельниковой Н.Н.

Т.о. практика обучения таких детей показала, что процесс интеграции вполне возможен, но требует организации специального обучения, повышенного внимания со стороны учителей, а также постоянная помощь и контроль со стороны родителей.

В настоящее время использование современных компьютерных технологий помогает в решении проблем обучения детей с ограниченными возможностями.

Мне, как учителю информатики, понятно, какую важную роль в развитии и обучении слабослышащих детей играет компьютер. Программы обучения слабослышащих детей разрабатываются мною с учетом возможностей и особенностей конкретного ребенка. Необходимо добиваться того, чтобы навыки, приобретаемые учениками на уроках информатики, помогали им в усвоении материала других предметов и пригодились им в дальнейшей жизни. Если ребенок хорошо рисует, больше времени я стараюсь уделять изучению графических пакетов, если нуждается в дополнительном общении со сверстниками — добавляю в программу больше коммуникационных программ и т.п.

В учебном процессе использование информационных технологий позволяет детям лучше воспринимать новый материал различных предметов, находить дополнительные материалы, готовить отчеты. Используя компьютер, ребята демонстрируют результаты своей творческой деятельности (создают проекты, демонстрационные материалы, работы на конкурсы). Красочные презентации, тестирующие программы разрабатываются как учителями школы, так и самими учащимися.

Например, в рамках российско-американской программы Intel «Путь к успеху» учениками-участниками тренингов был разработан проект «Помощь учителям», который предусматривает помощь учащихся в разработке программного обеспечения для преподавания различных предметов.

Во внеурочное время использование компьютерных технологий позволяет детям находить друзей, общаться с ребятами, имеющими похожие проблемы. Участвовать в различных проектах регионального, всероссийского и международного уровня.

Хочется рассказать об успехах двух выпускников нашей школы 2007-08 учебного года Ибрагимове Дмитрии и Ляпиной Анжеле, имеющих диагноз «тугоухость IV степени и нарушение речевого аппарата», которые окончили 11 класс с хорошими и отличными оценками. Они принимали участие во многих городских, областных, всероссийских конкурсах по информатике и технологии, занимая при этом призовые места. Анжела в 2008 году заняла III место во всероссийском конкурсе детско-юношеского творчества «Мой личный Интернет», а Дмитрий занял I место в городском этапе областного конкурса компьютерных презентаций и компьютерной графики «КОМП.АС» , стал лауреатом городского фестиваля творческих работ учащихся на компьютере в номинации «Графика», участвовал в международных конкурсах.

Задача каждого учителя нашей школы состоит в том, чтобы дети коррекционных классов чувствовали себя комфортно, учась в школе. Для исключения проблемных ситуаций, в нашей школе культивируется особо доброжелательное отношение к каждому ребенку. На занятиях есть возможность высказать свое мнение, выработать свою точку зрения. Таким образом, развивается социальный интеллект каждого ребенка. Развиваются личностные качества детей, такие как, уверенность в себе, адекватная самооценка, уважение мнения другого.

Задача воспитания уважительного отношения учеников друг к другу является приоритетной на всех предметах.

Большой интерес представляет знакомство с опытом решения схожих проблем, способы, методы организации обучения детей с ограниченными возможностями.