Рейтинг@Mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Шабалина Наталия Николаевна

ГОУ гимназия № 1579, г. Москва.

Социальный заказ общества состоит в формировании всесторонне развитой личности, способной адекватно и оперативно реагировать на быстро изменяющиеся условия жизни, грамотно работать с информацией, используя для этого современные средства и методы, применять информационные технологии на практике в той или иной области деятельности. Реализации этих целей, а также проявлению творческой, исследовательской активности учащихся помогает метод проектов.

В течение ряда лет в гимназии ведутся работы по применению метода проектов в учебном процессе. Тематика проектной деятельности в гимназии связана не только с вопросами воспитания и образования учащихся, но и направлена на решение ряда конкретных практических задач по укреплению здоровья человека в условиях мегаполиса, особенно учащихся и преподавателей гимназии, проекты нацелены на улучшение условий обучения и улучшение организации учебного процесса. То есть налицо социальная значимость такого рода деятельности. Выбирая тему проекта преподаватели естественных наук руководствуются актуальностью проблемы, практической полезностью в рамках школы, в повседневной жизни, учитывают интересы и возможности учащихся.

Кроме индивидуальных проектов, учащиеся выполняют проекты групповые. Группы организует преподаватель – руководитель проекта с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся. Проектная деятельность может научить человека решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли, выбирать правильную линию поведения. Успешность группы определяется вкладом каждого участника и осознание ответственности за общий результат повышает мотивацию познавательной деятельности учащихся. Работа в группах учит продуктивному деловому общению, толерантному отношению к мнению других членов группы.

Для выполнения многих работ учащимся приходится применять знания из разных дисциплин и потом интегрировать информацию, что повышает практическую ценность проектных работ. Большинство проектов направлены на решение конкретных прикладных проблем, теоретические разработки сочетаются с практическими рекомендациями, причем в ряде случаев их удается реализовать непосредственно в гимназии и довести до сведения родителей. Как правило по итогам работ вносятся конкретные предложения для руководителей гимназии. Так проект «Ионизация воздуха на рабочих и учебных местах» привела к размещению люстр Чижевского в компьютерных классах. Работа «Профилактика нарушения зрения» позволила всем желающим оценить остроту зрения до и после работы на компьютере и получить рекомендации по поддержанию здоровья глаз и т.д.

Междисциплинарный характер проектов позволяет расширить и углубить знания учащихся, проводить разностороннее рассмотрение проблем и явлений, что способствует развитию критического мышления учащихся.

Проекты интегрируют знания из области физики, химии, биологии, экономики, филологии, экологии и информатики. Все без исключения проекты выполняются с компьютерной поддержкой.

  1. Само исследование предполагает не только сбор информации посредством интервьюирования, опросов, наблюдений и экспериментов, но и большую работу с литературными источниками, что требует умения работать не только с каталогами в библиотеке, но находить нужную информацию в сети Интернет.
  2. В процессе работы над проектом учащиеся применяют средства информационных технологий для построения графиков, диаграмм, работы с таблицами, осуществления вычислительных операций.
  3. Кроме отчета в электронном виде обязательной формой отчета является выступление на школьных, окружных конференциях. Уже шесть лет на базе гимназии проводится окружная конференция проектно-исследовательских работ «Экология и жизнь» Учащиеся выступают, используя компьютерные презентации. Яркие, интересные, впечатляющие выступления способствуют вовлечению других учащихся в проектную деятельность.
  4. Результаты выполнения проекта представляются не только в текстовом, но и в электронном виде.

В гимназии силами учащихся и преподавателей по итогам проектной деятельности систематизирован большой объем информации, подготовлен нормативно-справочный материал по отражению вопросов социальной экологии с учетом междисциплинарных связей, который занесен в школьный компьютер. Этот материал используется как на уроках, так и для выполнения новых проектов. Вот названия некоторых файлов: «Ультрафиолет и экология: разработка мер по снижению ультрафиолетовой недостаточности организма и по обеспечению микробиологической чистоты помещений», «Статическое электричество: источники, приборы контроля, нормирование, способы и меры снижения», «Аэроионы и современные устройства аэроионизации помещений – как важнейший фактор улучшения экологии помещений и здоровья», «Оценка радиационного загрязнения воздуха, поверхностей, почвы, продуктов с помощью бытовых приборов, «Компьютер и здоровье школьников» и т.д.

Работа над проектом приводит к совершенствованию знаний информационных технологий даже тех учащихся, у которых имелись трудности в овладении компьютерной грамотностью и позволяет вовлечь в проектную деятельность учащихся, которых интересовала ранее только работа на компьютере.

Ежегодно работы учащихся гимназии получают высокую оценку на конкурсах «Юные таланты Московии», окружном конкурсе «Синергия-проект», на Всероссийском конкурсе «Первые шаги».

Обучающиеся в процессе проектной деятельности осваивают навыки и умения анализировать (выделять критерии, сравнивать, классифицировать), рассматривать факты с разных точек зрения, устанавливать связи, обобщать, выдвигать гипотезы, прогнозировать, проверять предположения, доказывать, логически обосновывать истинность суждений и выводов.

Напрашивается естественный вывод: в настоящее время целесообразно поставить вопрос о целенаправленном и систематическом обучении учащихся основам методологии проектной деятельности, где, несомненно, должна быть опора на знание и применение форм и законов логики. Организация такого обучения может проходить либо в рамках отдельного курса по выбору либо в рамках факультатива.