Рейтинг@Mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ MS POWERPOINT В ОБРАЗОВАНИИ

Логинова Татьяна Зиновьевна

Институт проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН), г. Москва

В докладе изложены основные проблемы использования приложения MS PowerPoint для образовательных целей и содержится ряд рекомендаций, как избежать наиболее распространенных ошибок. Представленные материалы базируются на анализе цифровых образовательных ресурсов из Единой Коллекции и ряда Интернет-публикаций.

задать вопрос автору

Приложение PowerPoint, являющееся частью MS Office, в данный момент очень популярно. Умение использовать его считается частью компьютерной грамотности. Созданный первоначально для поддержки презентаций, он со временем приобрел отчетливый уклон в сторону бизнес-презентаций, что необходимо учитывать при использовании этого программного средства.

Рост популярности привлекает не только сторонников, но и критиков. Их немного, но это настолько заметные личности, что к их замечаниям стоит прислушаться.

Прежде всего, это Джон Свеллер (Австралия) – специалист по психологии обучения, в конце 80-х гг. заложивший фундамент теории когнитивной нагрузки. В числе выводов, сделанных на основе этой теории – опасность неправильного использования программ показа слайдов.

Одним из наиболее активных противников PowerPoint является Эдвард Тафт, автор ряда книг по информационному дизайну, признанный авторитет в этой области. В своей работе «Когнитивный стиль PowerPoint» он приводит ряд возражений против использования PowerPoint, в частности, в обучении.

Разумеется, раздаются голоса и в защиту приложения. Один из основных доводов его защитников состоит в том, что ведущую роль в представлении любого материала – коммерческого или учебного – играет человек, который эту информацию представляет. Таким образом, главное – это знать особенности программы и учитывать их при подготовке собственных материалов; заставлять программу работать на себя, а не идти у нее на поводу.

На сегодняшний день PowerPoint в образовании используется довольно активно. Области применения его самые разные: от довольно сложных ресурсов, созданных с использованием Visual Basic, до простейшей подборки слайдов. С его помощью создан ряд ресурсов, находящихся в Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов. PowerPoint рекомендуют многие методисты для самостоятельной подготовки материалов преподавателями и для оформления результатов ученических работ.

Однако обзор электронных публикаций показывает, что в русскоязычном Интернете непросто найти материалы о том, какими критериями следует руководствоваться при представлении материалов в PowerPoint и как лучше строить рассказ, поддержанный такой презентацией.

В англоязычном Интернете содержится довольно много советов на эту тему. Преподаватели и учащиеся во всем мире не только используют PowerPoint при подготовке материалов, но и активно обсуждают рациональность подачи этих материалов средствами PowerPoint. Ниже приведены некоторые из практических советов создания и использования электронных презентаций (с сайта NASFAA):

Литература:

  1. Tufte, Edward R. (2006). The Cognitive Style of PowerPoint: Pitching Out Corrupts Within. Second edition. Cheshire, CT: Graphics Press LLC;
  2. Sweller, John. Visualisation and Instructional Design. School of Education, University of New South Wales, Sydney NSW 2052, Australia;
  3. Pedagogic PowerPoint, http://www.slideshare.net/
  4. Happy Birthday PowerPoint! The Five "Dos" and "Don'ts" of PowerPoint, http://www.nasfaa.org/publications/2007/awhappybirthdayppt.html