Рейтинг@Mail.ru

«СРАВНЕНИЕ ПОДХОДОВ К ПОСТРОЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ: NETSCHOOL И ДРУГИЕ ПРОДУКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Яловицын Геннадий Валентинович

МОУ "Средняя общеобразовательная Петровская школа", г. Петрозаводск

В докладе представлен качественный сравнительный анализ двух основных подходов к построению информационного пространства российской школы.

задать вопрос автору

Перед школой стоит нелёгкий выбор: чей продукт предпочесть и по каким критериям его отбирать?

Для проведения анализа я хочу занять позицию менеджера, модернизирующего образовательный процесс в отдельно взятой школе. Наша цель – создать новые взаимоотношения между участниками образовательного процесса, которые повлекут осознание и четкое формулирование всеми его участниками (в т.ч. учащимися и родителями) образовательных потребностей учащихся. Как следствие возникнет необходимость более полного их удовлетворения, повысится мотивация и уровень целеполагания в учёбе, станет необходимым применение педагогических технологий адекватных учебным целям, что приведёт к новым образовательным результатам.

О несостоятельности традиционной школы много сказано, и мы не станем заострять внимания на банальных вещах. Но нужно отметить, что старая образовательная модель, которая до сих пор воспроизводится подавляющим большинством школ, обходится без компьютеров: компьютеры в ней используются вместо печатных машинок и кодоскопов. При этом качество образования (в толковании термина традиционной школой), с приходом компьютеров, увы, не повышается.

Именно поэтому мы говорим об инновациях в школе, в основе которых лежит изменение взаимоотношений между участниками образовательного процесса. И потому, первый критерий отбора ПО можно сформулировать следующим образом:

если ПО не влечёт явного экономического эффекта, и даже увеличивает затраты, оно должно стимулировать такие новые отношения, в результате которых управление учебным процессом осуществляется с целью выявления и удовлетворения реальных образовательных потребностей учащихся.

Следующие критерии очевидны и приводятся без особых пояснений:

Мы рассмотрим две полярные по идеологии системы. Остальные продукты, по сути, либо примыкают к ним так или иначе, либо имеют совместимые с этими продуктами аналоги, либо явно уступают по функциональности той и другой системе.

Начнём анализ с серии продуктов ООО «Хронобус» на платформе 1С, которые для простоты мы будем именовать ХроноГраф. Это самый универсальный комплекс программных продуктов из имеющихся в России, интегрированный с единой коллекцией ЦОР и 50‑ю дисками поддержки школьных курсов, поступившими в школы в этом году по проекту ИСО.

Налицо весьма качественная система школьного делопроизводства в самом широком смысле этого слова. Она позволяет автоматизировать формализуемые потоки школьного документооборота, автоматизировать библиотечную систему, вести расписание, составлять и применять готовые учебные курсы. Казалось бы, что ещё нужно?!

Однако со всеми «административно-бумажными» задачами до сих пор справлялись завучи, секретари и бухгалтеры. Как показывает практика, после внедрения комплекса программ ХроноГраф ни тех, ни других меньше не становится, да и у учителя работы не уменьшается. Просто она теперь делается на компьютере, а не на бумаге.

Многие вопросы документооборота в школах до сих пор не регламентированы, и надзорные органы вправе выдумывать свои формы отчетности. Т.о., либо большинство внешних отчётов школы делается «вручную», либо, как у нас в Петрозаводске, приходится вести параллельно ещё одну кустарную систему, спущенную «сверху», ибо только она генерирует отчёты в нужной форме.

Библиотека обычной школы с фондом в 50 тыс. экз., половина из которых — старые учебники, это не библиотека вуза. В школе нет смысла внедрять штрих-кодирование. Поиск по скудному внутреннему каталогу практически не нужен. А вводить в систему библиотечный фонд даже с использованием электронного каталога изданий – для библиотекаря практически не выполнимая задача.

Таким образом, исключительно качественная, грамотно проработанная попытка автоматизации школьного делопроизводства оказалась на практике нерентабельной.

Система поддержки расписания — вещь явно рентабельная, но только если она способна решать задачи школы со всевозможными делениями, объединениями, совместителями и прочими условиями. Проведённый в прошлом году опрос называет безусловным лидером систему «Ректор»: никто из опрошенных 8-и УЗ, среди которых школы, лицеи и техникумы с весьма заковыристыми требованиями к расписанию, попытавшихся работать с «Ректором», не были разочарованы. В то же время ХроноГраф 3.0 в 5-и школах из опрошенных 7-и не смог составить приемлемое расписание. А две оставшиеся школы – сельские, где и кабинетов избыток, и хитростей, вроде потоков и занятий по выбору нет.

Может быть, возникают какие-то новые взаимоотношения между участниками образовательного процесса? Увы, но им возникнуть неоткуда. И это принципиальная позиция разработчиков, открыто высказанная ими на одном из модельных семинаров проекта ИСО, проходившем в Петрозаводске в 2006 году: доступа в систему ни учащимся, ни их родителям нет, и не будет.

Стоимость внедрения. Мы можем лишь догадываться о рыночной цене ПО, однако аналогичные продукты для техникумов и вузов (например, библиотечная система) стоят около $1000. Кроме того, общее количество страниц документации всех программных продуктов системы – более тысячи листов. То есть, можно сделать выводы о количестве необходимых усилий на обучение персонала и о длительности предпускового периода.

И последнее «но». Платформа 1С ХроноГраф – закрытая система. В ней изначально не предполагается интерфейс для интеграции продуктов сторонних разработчиков, например, невозможно напрямую интегрировать СУБД ХроноГрафа и сервер web-приложений.

Совершенно иной подход к разработке программы для школ у создателей программы NetSchool.

Они сразу отвергли тупиковый на данном этапе вариант автоматизации всего делопроизводства.

В этом вопросе, ХроноГраф не уступает и даже во многом превосходит по своим возможностям набор средств NetSchool. Но, с другой стороны, этот набор облегчает самые рутинные и регулярные процедуры и отчёты: ввод оценок и посещаемости, агрегатные отчёты по этим данным для завуча и классного руководителя. И этого при нынешнем положении дел с нормативной базой – более чем достаточно.

Изначально целевой аудиторией системы были все участники образовательного процесса. Это – принципиальное отличие NetSchool от ХроноГрафа, К&М и других, менее известных систем.

Система изначально задумывалась и была реализована как Web-приложение, что позволяет, имея минимальные аппаратные ресурсы, успешно использовать её как в школьной сети (в том числе и гетерогенной), так и опубликовать в Интернет.

Как и во всех подобных системах безопасность и ограничение доступа к приватным данным обеспечивается системой учётных записей и распределением ролей. Учителя, ученики и их родители, сидя дома, могут зайти в систему школы и увидеть необходимую им информацию о школьном расписании, домашних заданиях, оценках.

Но этого мало! NetSсhool предоставляет пользователям возможность общения и оперативного информирования, как широковещательного, так и приватного. Т.е., помимо традиционных дневников, родительских собраний и объявлений на стендах, возникает ещё один канал информирования, притом – письменный. Если на собраниях и при личных встречах у нас прорываются эмоции, или мы можем отказаться от своих слов, то при переписке этого не происходит: проблемы обсуждаются взвешенно и решаются конструктивно.

Введение возможности доступа к приватной информации через интернет рождают ситуацию, когда прежние отношения ученик-учитель-родитель требуется перевести в юридическую плоскость. Школа обязана заключить договор с родителями и школьниками старше 14 лет, где предусмотреть процедуры сотрудничества и взаимного информирования. Это ведёт к переосмыслению участниками договора своей позиции по отношению к школе, вербализации своих целей, и как следствие, пониманию своей ответственности.

Понятно, что всё это происходит не сразу. Мы в Петровской школе г. Петрозаводска работаем над этой проблемой уже 2 года. Наметились кое-какие подвижки. Но работа началась именно благодаря внедрению NetSchool.

Мы постоянно чувствуем сопротивление: сначала внутри коллектива, а теперь со стороны родителей. Это и есть индикатор возникновения новых отношений (среда всегда сопротивляется возмущениям).

Таким образом, с точки зрения первого критерия, NetSchool — безусловный лидер рынка программ.

Стоимость продукта – от 8 до 11 тыс.руб. Сложность внедрения и поддержки оценим по инструкции для пользователей: подробная инструкция для всех категорий пользователей занимает 40 страниц А4 крупным шрифтом с иллюстрациями. Пользоваться ей приходится весьма редко.

Открытость и совместимость. База данных хранится во внешней СУБД (FireBird, SQL Server), что позволяет организовать прямой доступ к данным, по крайней мере, для чтения. Система поддерживает разработку и загрузку готовых учебных курсов в формате SCORM 1.2, а также поддерживает учебные курсы «Просвещение-Медиа» и некоторых других изданий. NetSchool интегрирована с программами разработки расписаний «Ректор», «Хронограф», «AVTOR», с системой тестирования «СИнТеЗ». Со слов разработчиков идёт работа над интеграцией в систему ЕКЦОР.

Таким образом, и по двум другим критериям мы имеем вполне конкурентоспособный и во многом уникальный продукт.