Рейтинг@Mail.ru

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯ В ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: АНАЛИЗ МОДЕЛИ

Кузнецова Надежда Михайловна

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

задать вопрос автору

Одной из целей проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) является системное внедрение и активное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений общего и начального профессионального образования. Обучение педагогов на курсах повышения квалификации далеко не первоочередная задача, важными являются задачи разработки дидактического и методического обеспечения курсов, а также педагогического сопровождения выпускников.

Педагогическая поддержка –- процесс совместного с обучающимися определения их собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих им достигать целей обучения и эффективно использовать результаты обучения на практике.

Смысл и сущность педагогической поддержки формирования и развития ИКТ - компетентности учителя в условиях системы повышения квалификации и посткурсового сопровождения заключается в том, что такая поддержка осуществляется через создание совокупности педагогических условий, детерминирующих внутренние условия для саморазвития личности педагога: активность информационно-образовательной среды, высокий уровень мотивации и рефлексивной культуры учителя, соблюдение аксиологических и андрагогических принципов при субъект - субъектном взаимодействии тьюторов и слушателей, реализация персонологического подхода, поддержка педагогических инициатив [2].

В этом контексте существенной является мысль о том, что достижение целей программы повышения квалификации по применению ИКТ в деятельности учителя-предметника [1] собственно курсовая подготовка выступает как первый шаг в процессе формирования и развития ИКТ - компетентности учителя.

С учетом определенных педагогических условий проанализируем модель системы педагогической поддержки учителя в применении ИКТ. Такой анализ включает в себя:

Следует подчеркнуть, что основные системообразующие компоненты системы педагогической ИКТ - поддержки учителя с позиций системно-деятельностного подхода, определяются тем, что деятельность модели обладает свойствами системы, для чего, в соответствии с требованиями системного анализа, определим компоненты деятельности системы: цель, содержание, методы, инструменты, результат, обозначим интегративное качество системы.

Рассмотрение модели начнем с выбора цели деятельности (целевой функции) системы педагогической ИКТ - поддержки учителя. Выберем в качестве цели - педагогическую поддержку учителя, направленную на развитие уровня ИКТ - компетентности учителя через его включение в информационно-образовательную среду (ИОС). Уточним понятие ИОС еще и как устойчивое сообщество учителей, преподавателей вузов, тьюторов системы повышения квалификации, работников системы управления образованием всех уровней, заинтересованных в применении ИКТ в практике современного образования, распределенных в телекоммуникационном пространстве и обладающих возможностью приема-передачи информации посредством компьютерной сети.

Заметим, что постановка этой цели как возможна, так и необходима. Она необходима, поскольку вполне адекватна целям модернизации образования и, кроме того, она позволяет в короткие сроки решить проблему создания устойчивой информационно-педагогической среды –- системы педагогической ИКТ – поддержки учителя. С другой стороны, она возможна, поскольку вполне реализуема уже сейчас, в рамках начального этапа становления системы педагогической ИКТ - поддержки учителя по той причине, что ее решение не требует существенных материальных и интеллектуальных затрат.

Действительно, с точки зрения технических ресурсов: для выполнения этой задачи достаточно тех технических ресурсов, которыми сегодня обладают образовательные учреждения (компьютеры, выход в Интернет).

С точки зрения организационных ресурсов: уже создана система ресурсных центров, одной из задач которых является оказание методической помощи образовательным учреждениям в применении ИКТ в практике образования.

С точки зрения образовательных ресурсов: 5 лет на базе Марийского государственного университета работает Марийский региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров (МРЦПК), главной задачей которого является содействие информатизации образования республики, в том числе и повышение квалификации педагогических кадров в области ИКТ.

С точки же зрения интеллектуальных затрат: достижение этой цели требует нахождения такого содержания работы с работниками образовательной сферы, которое было бы востребовано педагогическим сообществом, создавало у педагога ощущение психологического комфорта, связанное с возможностью получения своевременной квалифицированной профессиональной помощи через его вовлеченность в информационно-педагогическую среду, создаваемую на основе Интернет технологий. Поэтому, содержанием деятельности системы педагогической ИКТ - поддержки учителя является поиск, переработка и создание новой информации, имеющей ценность для педагога с точки зрения повышения его информированности, профессиональной компетентности и общего уровня культуры.

Инструментом реализации деятельности системы педагогической ИКТ - поддержки учителя может служить региональное информационно-образовательное пространство, являющееся интегрированной средой всех образовательных учреждений, в том числе и ресурсных центров, а методом реализации деятельности системы может явиться регулярное предложение подготовленной информации и оказание консультационной методической помощи в применении ИКТ.

Очевидно, что ресурсы определяют средства деятельности в структуре системы педагогической ИКТ - поддержки учителя, как информационно-педагогической системы. Поэтому, к элементам структуры системы следует отнести следующие категории средств: технические средства (компьютеры, сети и пр.), обеспечивающие работу в ИКТ - насыщенной среде; организационные средства, обеспечивающие функционирование ресурсных центров и условия применения педагогами ИКТ в образовательных учреждениях; дидактические средства - содержательные учебные материалы на основе цифровых технологий; методические средства – информационно-методические материалы по применению ИКТ в образовании, а также развернутая система консультационной помощи. Кроме того, в структуру системы входят субъекты деятельности. Можно обозначить две категории субъектов информационно-педагогической деятельности. Это: создатели и редакторы информации, например, методисты ресурсных центров, и потребители информации, распределенные в пространстве, образованном телекоммуникационными технологиями связи. В первую очередь к ним относятся учителя. Субъекты информационно-педагогической деятельности вместе с аппаратными средствами, обеспечивающими их информационное взаимодействие, составляют информационно-педагогическую среду системы педагогической ИКТ - поддержки учителя.

Результатом деятельности системы педагогической ИКТ – поддержки учителя, как информационно-педагогической системы должно стать повышение уровня ИКТ – компетентности и общего уровня профессиональной культуры учителя.

Система педагогической поддержки учителя в применении ИКТ – это система развития, совершенствования, углубления базовой ИКТ - компетентности учителя, того инварианта знаний, умений и опыта, который позволяет учителю-предметнику решать образовательные задачи средствами ИКТ, и непременно трансформируется в предметно-ориентированную, предполагающую освоение специализированных технологий и ресурсов и внедрение их в образовательную область учебного предмета. Интегративным качеством такой системы и, одновременно с этим, диагностируемым результатом ее деятельности, как системы, является информационно-педагогическая среда, ее качественный состав, масштаб и степень устойчивости во времени.

Создание региональной системы как совокупности муниципальных систем педагогической поддержки учителя в применении ИКТ – это нелегкая, многогранная и чрезвычайно актуальная задача образовательного сообщества. Первые шаги в этой работе сделаны. Для развития процесса необходимо становление и развитие системы ресурсных центров с активным направлением деятельности внедрения ИКТ в практику образования; подготовка методистов ресурсных центров по ИКТ; создание условий в образовательных учреждениях для системного использования ИКТ в учебном процессе; развитие региональной насыщенной ресурсами информационно-образовательной среды.

Создание и развитие региональной системы педагогической поддержки учителя в применении ИКТ позволит в полной мере осуществить системное внедрение и активное использование информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Литература

  1. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника: Программа повышения квалификации педагогов. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 44 с.
  2. Кузнецова, Н.М. Педагогические условия профессиональной поддержки учителя в применении информационно-коммуникационных технологий. / Н.М. Кузнецова // Университет как центр непрерывного образования: сб. ст. / под ред. Н.А. Бирюковой. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. – С.74-79.