Рейтинг@Mail.ru

МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ УЧАЩЕГОСЯ

Кузьмина Маргарита Витальевна

Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Региональный центр дистанционного образования

задать вопрос автору

Современные дети более свободно, нежели их педагоги и родители ориентируются в информационном пространстве – от электронных энциклопедий до сети Интернет. Это рассматривается учителями как верная тенденция в развитии информационного общества. Задача педагога информационной эпохи – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, структурировать, обобщать, использовать и осмысленно создавать для информационной среды собственные медиатексты, формируя при этом медиакультуру ребенка. Медиакультура, с одной стороны, в социальном плане – это часть общей культуры, связанная со средствами массовой коммуникации, а с другой, в личностном, является частью общей культуры человека, по мнению А.В.Шарикова. Деятельность каждого педагога, направленная на формирование медиакультуры современного подростка, должна начинаться с формирования его собственной медиакомпетентности.

Медиа: спутниковое и цифровое ТV, видео, кино, компьютерная и сотовая связь, Интернет, графика, музыка, радио и др., трансформируют медиасреду, оказывают существенное влияние на традиционные виды культуры, на функционирование библиотек, киностудий, музеев, театров. Медиакультура, являясь феноменом эпохи глобализации, воздействует на ценности общества, на мировоззрение разных социокультурных групп, в особенности подростков.

Процесс формирования медиакультуры учащихся складывается из многих составляющих: изучения информационных технологий и знакомства с шедеврами мировой культуры, изучения цветовой и звуковой гармонии, законов зрительного восприятия, технологии создания «экранного образа» и других.

«Образование через всю жизнь» – один из основных принципов, без которого современный педагог не может следовать в ногу с развитием мирового информационного сообщества. Развитие медиакомпетентности педагога, формирование его медиакультуры – неотъемлемый фактор, оказывающий влияние на формирование медиакультуры учащегося.

Развитие медиакомпетентности основано на ряде компонентов. Первый – опыт использования медиаматериалов. Второй - активное приложение умений в сфере медиа. Третий –- готовность к самообразованию. Известный американский медиапедагогог С.Дж.Бэрэн приводит следующую классификацию умений, необходимых для медиакомпетентности личности:

Структуру медиакомпетентности, состоящую из пяти блоков обязательных умений, разработал немецкий педагог В.Вебер: «Во-первых, это обе формы деятельностно ориентированного анализа медиа:

Во-вторых, в терминах содержания, обе формы включают знания и аналитические способности, связанные с:

Профессор А.В.Федоров, доктор педагогических наук, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, эксперт МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», главный редактор журнала «Медиаобразование», приходит к выводу, что медиакомпетентность определяет имеющиеся у индивида умения использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме.

Им составлена классификация показателей медиакомпетентности личности (медиаграмотности личности, развития личности в области медиакультуры) с учетом подходов Р.Кьюби, Дж.Поттера и В.Вебера а также с опорой на шесть основных понятий медиаобразования, выделенных в качестве базовых ведущими британскими медиапедагогами: «агентства медиа» (изучение работы, функций и целей создателей медиатекстов), «категории медиа» (изучение типологии - видов и жанров медиа/медиатекстов), «технологии медиа» (изучение способов/технологий создания медиатекстов), «языки медиа» (изучение медийных языков, то есть вербального, аудиовизуального, монтажного ряда медиатекстов), «репрезентации медиа» (изучение способов представления, переосмысления действительности в медиатекстах, авторских концепций и т.д.), «аудитории медиа» (изучение типологии аудитории, типологии медиавосприятия).

Эта типология достаточно условна, несомненно одно: без развитого медиавосприятия и способности к анализу и оценке медиатекста невозможно говорить о высоком уровне медиакомпетентности человека. Ни знания фактов истории медиакультуры, ни частота общения с медиа, ни практические умения создавать медиатексты не могут сами по себе сделать индивида медиакомпетентным. А.В.Федоров в ряде своих статей приводит подробную классификацию показателей медиакомпетентности.

Медиакомпетентность педагога многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания. Это не застывшая категория, теоретически увеличивать степень медиакомпетентности можно в течение всей человеческой жизни, воспринимая, интерпретируя и анализируя познавательную, эмоциональную, эстетическую и этическую медиаинформацию. «Аудитория, находящаяся на более высоком уровне медиаграмотности обладает более высоким уровнем понимания, управления, и оценки медийного мира».

Практические упражнения и практико-ориентированную курсовую подготовку педагог проходит в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Например, в региональном центре дистанционного образования Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования ведется обучения педагогов школ и системы дополнительного образования кино и видеотворчеству по программе «Видеоинформационное обеспечение образовательного процесса».

Медиакомпетентность педагогов формируется в деятельности творческой лаборатории «Методика создания и применения современных видеоматериалов в деятельности образовательного учреждения», базовых площадок по направлению «Формирование медиакультуры учащихся в условиях творческих объединений» и дистанционных курсов «Современные видеотехнологии в образовании».

Активно действует и интерактивная среда общения – блог сообщество «Медиатворчество», объединившее опытные и начинающие Кировские студии, лабораторию, базовые площадки для наполнения Интернет-ресурсов позитивным медиа - фильмами, видео, телепередачами, сайтами студий, и другим.

Медиакомпетентность дает педагогам понимание того, как медиатексты, которые являются частью каждодневной жизни, помогают познанию окружающего мира, информационно насыщенной окружающей среды, в различных социальных вариациях, экономической и политической позиции, как они могут воздействовать на уровень медиакультуры учащегося.

Педагог, погруженный в среду, повышающую его уровень медиакомпетентности, изучает, анализирует, творит самостоятельно медиатексты. Только таким образом, приобщившись к миру медиа, он может способствовать формированию медиакультуры своего ученика.

Литература

  1. Potter, W.J. (2001). Media Literacy. Thousand Oaks – London: Sage Publication, 423 p.
  2. Вебер В. Портфолио медиаграмотности//Информатика и образование. 2002. № 1 / http://www.infojournal.ru/journal_arxiv/2002/
  3. Змановская Н.В. Формирование медиа-коммуникативной образованности будущих учителей. Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2004. 24 с.
  4. Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям//Телекоммуникации и информатизация образования. 2007 № 3. C.26-54.
  5. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.