Рейтинг@Mail.ru

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Старикова Тамара Леонидовна

Лицей № 11 им. Т.И. Александровой, г. Йошкар-Ола

Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий. Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку.

Как показывает практика работы с современными компьютерными технологиями, использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока, что обусловлено спецификой предмета «русский язык». Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.

Широкие возможности предоставляет интерактивная доска для словарно-семантической работы. На экран выводится словарное слово (или группа слов) для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Обучающиеся могут записать однокоренные слова, составить словосочетания как самостоятельно в тетради, так и стилусом на доске. Оформление словарных слов как гиперссылки позволяет создать словари различных видов: тематический, орфоэпический, по алфавиту «Пиши правильно». Работу по созданию страниц в таких словарях можно поручить обучающимся в качестве индивидуального дифференцированного домашнего задания. Это повышает мотивацию к изучению предмета, активность на уроке.

При разнообразии форм проверки домашнего задания наиболее приемлемы самопроверка и взаимопроверка по представленному на интерактивной доске материалу упражнений, который заранее подготовили учитель или один-два обучающихся.

Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представит в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.

На интерактивной доске информация легко изменяется, перемещается. Материал можно открывать поэтапно, можно легко восстановить на следующих уроках. Учитель, объясняя новую тему, задает вопрос или делает вывод, который одновременно появляется на доске. Продуктивно проводится работа по созданию алгоритмов для прочного запоминания правил правописания. Например, при изучении темы «Не с существительными» в 6 классе рекомендуется схема, представленная ниже. Примеры, иллюстрирующие тот или иной вариант написания слов, обучающиеся могут дописать самостоятельно стилусом.

Благодаря интерактивной доске успешно реализуются проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения. Использование цифровых образовательных ресурсов («1С: Школа. Русский язык, 5-6 класс. Морфология. Орфография» Образовательный комплекс/ О.И. Руденко-Моргун. – М., 2006. – (CD-ROM) совместно с возможностями интерактивной доски активизирует внимание школьников.

На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно. Готовый дидактический материал для выборочного, распределительного диктантов, для самостоятельной работы варьируется в зависимости от уровня подготовленности обучающихся. Всегда «под рукой» на доске «чистый лист» – новая страница, на которой ученики могут писать под диктовку стилусом.

Давно известно и успешно применяется в школьной практике программированное обучение, но в настоящее время оно вышло на качественно новый уровень. Ставший традиционным контроль в форме тестов (распечатанных на листах или выведенных на экран) позволяет учителю осуществлять обратную связь с обучающимися и дает возможность получить оперативную информацию о промежуточных результатах усвоения материала, а обучающиеся узнают о своих ошибках и анализируют их на данном уроке, а не через день-два.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

Развитию орфографической зоркости способствует возможность нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, которые оперативно находят «опасные места» в словах.

Незаменимой становится интерактивная доска на уроках развития речи. Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте. На уроках подготовки к сочинению демонстрируются репродукции картин известных художников, осуществляется подбор рабочих материалов (слова, словосочетания), языковая подготовка (предупреждение речевых и грамматических ошибок).

Использование интерактивной доски позволяет осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Чередование различных видов деятельности помогает избежать утомляемости и однообразности в работе на уроке, стимулируется активность и инициативность обучающихся, которые не только принимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в ее создании.

Возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал является большим подспорьем в работе учителя: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Работа с интерактивной доской побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении, что способствует его творческому и профессиональному росту.

Литература

  1. Баринова, Е.А. Методика русского языка / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев. – М.:Просвещение, 1974. – 368 с.
  2. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 336 с.
  3. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. – М.: Просвещение, 1970. – 606 с.