Рейтинг@Mail.ru

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Целищев Николай Евгеньевич

Средняя общеобразовательная школа №28, г. Киров

Предлагается практическая модель использования программных продуктов в организации управления общеобразовательным учреждением.

задать вопрос автору

Широкое распространение информационных технологий и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Не стоит в стороне от этой тенденции и школа. Условно можно выделить следующие модели использования компьютерных технологий в образовательном учреждении:

Для реализации всех этих моделей необходимо:

В свете этого, последняя модель, на мой взгляд, является самой эффективной по соотношению средств необходимых на ее реализацию и влияния ее результата на всех участников образовательного процесса в школе.

Острая необходимость использования информационных технологий в процессе управления образовательным учреждением обусловлена рядом факторов:

Главным итогом должно стать новое качество управления школой на основе современных информационных технологий.

Внедрение информационных технологий в процесс управления в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов №47 г. Кирова прошло несколько этапов:

  1. Использование продукта Microsoft Office для оформления приказов и ведения документации, составление отчета по успеваемости, обработки результатов различных мониторингов (например, состояния здоровья, образовательных потребностей родителей и т.д.)
  2. Применение программ справочного характера.

СD "Электронный архив журнала «Директор школы

СD "Энциклопедия административной работы в школе"

СD «Ориентир» Законодательство Российской Федерации об образовании

  1. Внедрение автоматизированной информационной системы (АИАС) управления школой и создание АРМ (автоматизированных рабочих мест) сотрудников администрации школы.

В нашей школе все началось с АРМ диспетчера составления школьного расписания, которое было создано в 1988 году на основе программы "Расписание 3.0" (разработчик – компания "ЛИнТех" г. Москва), которая в последствии была заменена на более совершенную программу «АВТОР-2003» (разработчик – И.О.Губенко, Ростов).

Накопив определенный опыт по проблеме автоматизированного составления школьного расписания можно выделить следующие проблемы внедрения подобных программ:

Также ввиду огромного количества программ, хотелось бы поделиться критериями выбора программ для составления школьного расписания

Решив проблему автоматизации составления школьного расписания, мы поняли, что для эффективного управления школой необходимо внедрять в практику ее работы комплексной информационно-аналитической системы, позволяющей автоматизировать деятельность администрации и, прежде всего директора и его заместителей. Были поставлены следующие задачи:

  1. Разработка варианта автоматизированной системы управления школой на основе адаптации АРМ сотрудника администрации школы «Директор» разработанного информационно-внедренческим центром «АВЕРС» г. Москва.
  2. Нормативно-правовое обеспечение внедрения АСУ;
  3. Подготовка работников к управлению школой с использованием современных информационных технологий.
  4. Внедрение АРМ «Директор» в школе в режимах:
  5. Мониторинг результативности и коррекция АСУ.

В 2000 году, после тщательного изучения рынка программных продуктов, мы остановили свой выбор на программном комплексе «АИАС управление образовательным учреждением» (АРМ Директор, разработчик – ИВЦ «Аверс», Москва), которая создана для сотрудников администрации учебного заведения и позволяла создать автоматизированные рабочие места директора, завуча, секретаря, учителя, бухгалтера, библиотекаря, медсестры, администратора сети и другие.

1. Рабочее место секретаря школы (Блок “Делопроизводство”) позволяет:

2. Рабочее место заместителя директора школы (Блок “Планирование”) позволяет:

3. Рабочее место классного руководителя (учителя-предметника) (Блок “Успеваемость”) позволяет:

Результатом этой работы стал первый шаг на пути формирования единого информационного пространства школы на основе АИАС АРМ «Директор», что привело к:

Следующим шагом для дальнейшего формирования единого информационного пространства школы, стало внедрение других программных продуктов, предлагаемых этой фирмой и интегрированных в единую систему. Благо, что необходимые программные продукты для этого уже существуют. Это программы, разработанные ИВЦ «Аверс»: «Тарификация», «Библиотека», «Бухгалтерия», «АВЕРС расписание», «Смета».

Дальнейшим шагом в направлении комплексной автоматизации управленческих и образовательных процессов в школе – объединение имеющихся управленческих программ с обучающими программами, позволяющими осуществлять тестирование знаний учащихся и проводить мониторинг качества знаний и степени обученности учащихся.

К нашему счастью, компания АВЕРС учла наши пожелания и предложила комплект цифровых образовательных и тестовых программ, разработанных совместно с компанией «МАТРОС-Софт», город Челябинск, полностью удовлетворяющих наши потребности.

Одним из достоинств этого комплекта является то, что программы полностью интегрированы и для проведения тестирования того или иного класса, или ученика по предмету не требуется повторное заведение данных, так как используется единая база сотрудников и учащихся школы.

Таким образом, на сегодняшний день мы приступили к формированию действительно реально работающего информационно-образовательного пространства нашего образовательного учреждения, в котором на одной платформе объединены как управленческие программы, так и цифровые образовательные ресурсы.