Рейтинг@Mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Гриншкун Вадим Валерьевич

Московский городской педагогический университет (МГПУ)

В докладе рассматриваются особенности внеучебной, научно-методической и управленческой деятельности учебных заведений, осуществляемой с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

задать вопрос автору

Область использования информационных и телекоммуникационных технологий в современной школе не ограничивается одним лишь учебным процессом [1]. Параллельно с информатизацией учебного процесса информационные и телекоммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трех основных компонентов – внеучебной деятельности школьников, внеучебной работы учителей со школьниками, системы управления внеучебной деятельностью.

Для образовательного учреждения внеучебная деятельность – неотъемлемая часть выполняемых им функций. Неслучайно особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников вне уроков. Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.

В средствах информатизации внеучебной деятельности должны быть предусмотрены повышенные коммуникационные возможности, благодаря которым средства информатизации смогут допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках внеучебной деятельности школьников, быть приспособленными к работе в широком географическом пространстве, мотивировать к общению за пределами учебной деятельности.

Одной из неотъемлемых для системы общего среднего образования видов деятельности были и остаются научные и методические исследования, в которые, как правило, вовлечены учителя и сотрудники учреждений образования. Чаще всего такие исследования направлены на создание новых методов и средств обучения школьников, поиск новых путей организации воспитательной работы с молодежью. Максимально приблизить педагогический процесс к достижениям современной науки учителя смогут только тогда, когда будут систематически расширять свои познания, приводить в систему разрозненные факты, знакомиться со специальной литературой по своей специальности, принимать активное участие в научно-исследовательской и научно-методической работе. Отмеченные аспекты порождают отдельное направление внедрений средств информационных и телекоммуникационных технологий в общую информационную инфраструктуру общего среднего образования.

Поведение исследований должно сыграть ключевую роль в формировании у педагогов умений подбирать рукописные, печатные и электронные информационные материалы, обрабатывать их, составлять аннотации с критической оценкой, следить за текущей литературой, относящейся к проблемам исследований и методических разработок, быть в курсе отечественных и зарубежных открытий в области науки. Кроме того, педагогам следует пользоваться различными библиографическими изданиями, в которых приведены ссылки на источники, имеющие отношение к проблеме их исследований. В результате такой работы, как правило, печатаются собственные научные труды, публикуются методические разработки и учебные материалы для школьников, защищаются диссертации. В связи с этим, используемые средства информатизации должны не только предоставлять средства доступа к мировым информационным ресурсам, значимым с точки зрения научной деятельности, но и предоставлять инструментарий для библиографирования, обработки, хранения и учета информационных фрагментов. Кроме того, такие информационные ресурсы и системы должны обладать возможностью каталогизированного хранения всех документов, содержащих промежуточные и окончательные результаты научных и методических исследований. Большинство таких исследований не может обходиться без использования специализированных средств обработки информации. В первую очередь, к подобным средствам следует отнести компьютерные системы удаленного и имитационного моделирования, которые позволяют провести экспериментальные исследования и подтвердить выдвигаемые теоретические гипотезы.

Телекоммуникационные средства и системы могут оказаться полезными при организации удаленных дистанционных взаимодействий педагогов в сфере технологий и результатов научных и методических исследований. Электронная почта, научные телеконференции, тематические чаты, научные форумы, новостные ленты и доски объявлений должны стать неотъемлемыми инструментами научно-исследовательской деятельности педагогов. Важно понимать, что современный учитель сможет знакомить школьников с новейшими средствами информационных и телекоммуникационных технологий только тогда, когда изучение, обработка и анализ информации является постоянной частью научной деятельности педагога.

Развитие информационных технологий и все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями. Современное состояние информатизации общего среднего образования в области создания и использования автоматизированных систем управления характеризуется, в основном, наличием отдельных разрозненных локальных автоматизированных рабочих мест по управлению учебным процессом в отдельных школах.

Существенной областью применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности учреждений общего среднего образования являются школьные и другие библиотеки, используемые учителями и школьниками. От качества информационного и телекоммуникационного обеспечения библиотечных ресурсов и степени их информационной интеграции с другими сферами деятельности учебного заведения зависит как качество осуществляемого учебного процесса, так и, в конечном итоге, качество выпускаемых специалистов.

Особые слова следует сказать в отношении непосредственной информатизации труда учителя. С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе. Использование средств информатизации во многих случаях может привести к автоматизации такой деятельности и сокращению нагрузки, лежащей на учителе. Как следствие, применение средств информатизации в расчете, планировании и администрировании педагогической деятельности может положительно отразиться на эффективности системы обучения школьников.

Использование средств информационных и телекоммуникационных технологий учителями позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению качества знаний учеников, целенаправленно совершенствовать методическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к организационной информации, собираемой в школе. Все средства и технологии информатизации, применяемые в автоматизации труда учителя, нацелены на достижение главной цели – максимального высвобождения педагога от выполнения рутинных и трудоемких операций, не связанных с непосредственным общением со школьниками.

Средства информатизации могут использоваться для привлечения родителей и общественности к обучению школьников. Число школьников, один или оба родителей которых имеют доступ к сети Интернет, постоянно растет. В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников. Использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника. Более сложные средства информатизации позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очных визитов в школу. Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, параллели, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников.

Как правило, виртуальные контакты родителей со школой и родителей между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых в школе и дома.

Литература:

  1. Гриншкун В.В. Потребности системы образования в использовании электронных изданий и ресурсов. // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, – 2006, №2 (7). С. 52-57.