Рейтинг@Mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ

Белякова Ирина Валентиновна

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Псков

В работе раскрывается сущность компетентностного подхода в управлении школой. Подчеркивается эффективность реализации данного подхода на основе использования информационно-коммуникационных технологий с применением готовых программных продуктов и вытекающая отсюда необходимость профессиональной составляющей директора школы – ИКТ-компетенции.

задать вопрос автору

В «Концепции развития Российского образования до 2010 года», в качестве приоритетных направлений развития определен компетентностный подход, который должен стать ведущим в образовании. В национальном проекте «Образование» также сделан акцент на реализацию идей компетентностного подхода.

Сравнительный анализ целей, задач убеждает нас в том, что компетентностный подход не противопоставляется традиционному, а делает его гуманистически направленным. Компетентностный подход предполагает изменение структуры управления и корректировку основных принципов школьного управления.

Функционирующая в школе система управления создана с учетом реалий сегодняшнего дня. Функции управления сводятся в конечном итоге к управлению ресурсами. Главным внутренним ресурсом является учитель. Поэтому и методическая работа, и управленческая деятельность должны быть направлены на формирование ключевых компетенций учителя.

Школа, является с 2000 года региональной экспериментальной площадкой по внедрению ИКТ в образовательный процесс. И потому, владение ИКТ-компетенцией является одним из важных показателей профессионализма учителя нашей школы.

Новые технологии позволили выйти учителю за рамки школы. У учителей появилась возможность осознать значимость своей работы, своих достижений, а это одно из необходимых условий формирования компетентного ученика. Неуверенный в себе учитель не сформирует успешную личность. 70% учителей владеют пользовательскими навыками и используют ИКТ-технологии в своей образовательной деятельности. В школе приветствуются открытые уроки, участие в семинарах, конкурсах, конференциях. Использование на уроках ИКТ считается престижным.

Успешное внедрение ИКТ в жизнь школы изменило характер управленческой деятельности. И потому, говоря о компетентностном подходе в управлении школой, я остановлюсь на роли ИКТ в нем.

Информационно-аналитическое направление, занимало и занимает ведущее место в управленческой деятельности, реализовать которое успешно без ИКТ-технологий нереально.

И потому неслучайно именно с блока управления, с раздела информационно-аналитической деятельности мы в свое время начали процесс информатизации школы.

Сегодня информационно-аналитическая система АРМ-ДИРЕКТОР (АВЕРС) позволила администрации освободиться от рутинной работы, перейти на электронный школьный документооборот, автоматическое формирование статотчетности, расписания, проводить различные виды мониторинга для отслеживания качества, обученности

Компетентностный подход в управлении предполагает возможность получения полной и оперативной информации обо всех сторонах жизни школы. Сбор информации осуществляется службой сопровождения. В школе имеется программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Используются различные виды мониторинга: информационный, базовый, сравнительный, динамический, конкурентный, мониторинг личностного развития учащихся, мониторинг учебных достижений по каждому ученику, мониторинг профессионального и личностного развития учителя.

В ходе реализации программы развития школы автоматизированная система мониторинга позволяет постоянно соотносить достигнутые результаты с желаемыми и на основе этого корректировать работу по выполнению программы развития.

Реализации компетентностного подхода способствует функционирующее в школе единое образовательное пространство школы, основной инфраструктурой которого является школьный сервер с размещенными на нем школьным сайтом http://sc13.sytes.net, предметно-коммуникативными областями и архивами школы.

Одной из составляющих компетентностного подхода является общественная оценка деятельности школы. Неслучайно мы стали публиковать результаты деятельности школы на школьном сайте.

Таким образом, компетентностный подход к управлению должен опираться на такой уровень знаний предмета управления и управленческий опыт, который позволяет принимать оптимальные управленческие решения.