Рейтинг@Mail.ru

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИКТ

Петрова Светлана Юрьевна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Псков

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. В статье приводятся примеры их использования ИКТ-технологий при изучении отдельных тем курса природоведения.

задать вопрос автору

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.

На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок.

Я на уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал?

На помощь пришёл компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний.

Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создаёт возможности доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.

В настоящее время на первое место в моей работе выходят компьютерные технологии. На уроках я использую электронные учебники, программы Microsoft Word; приложения Power Point; Excel и др.

Мною разработаны уроки природоведения с использованием ИКТ. Использование ИКТ на уроке позволили мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. Реализацию этих принципов я рассмотрю на примерах уроков природоведения.

На уроке по теме: «Водоёмы», ребята знакомятся с водоёмами и их обитателями. Яркие иллюстрации, карта, словарь. Закрепление материала проходит в форме индивидуальной работы за компьютером. Ребята самостоятельно составляют рассказ-описание по плану и иллюстрации, сравнивают, анализируют, делают выводы.

На уроке по теме: «Растениеводство», ребята, пользуясь гиперссылками, самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Они, как учёные, отбирают лучшие сорта растений, выращивают пшеницу, рассказывают легенды о моркови, делятся секретом о чудодейственном свойстве капусты.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира.

А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? С использованием средств ИКТ – можно. Так при изучении темы «Путешествие по планете» ребята побывали на всех материках, познакомились с удивительными животными и редкими растениями.

ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.