Рейтинг@Mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»

Никитина Светлана Игоревна

Средняя общеобразовательная школа №1273, Москва

задать вопрос автору

Понятие «Информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура. Исходя из этого, ряд исследователей предлагают выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке этого понятия. [1]

В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

В рамках информационного подхода большинство исследователей С.А. Бешенков, А.П. Ершов, А.А.Кузнецов, Н.В.Макарова, Е.А. Ракитина и др. подразумевают совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

В последнее время усиливается тенденция к целостному рассмотрению информационной культуры личности с позиций интеграции её информационной и культурологической компонент. Вследствие этого информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанная с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей. [4]

В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю,   можно рассматривать на трех уровнях:

  1. Информационная культура личности.
  2. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.).
  3. Информационная культура общества в целом.

Информационная культура личности, по мнению ряда исследователей, является уровневой, развивающейся во времени системой. А. Атаян выделяет три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший (логический).

Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.

Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека.

Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Однако они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки. [2]

Информационная культура отдельных групп сообщества проявляется в информационном поведении людей. В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими. [3]

Говоря об информационной культуре общества в целом, необходимо выделить и рассмотреть основные этапы развития истории цивилизации. История информационной культуры насчитывает тысячелетия. В разное время её потрясали информационные кризисы. Появление письменности принято называть первой информационной революцией, «приведшей к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям». [4] Второй информационной революцией явилось изобретение книгопечатания (середина XVI в). Очередной информационный кризис, названный третьей информационной революцией обусловлен изобретением электричества (конец XIX в). Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в) связана с появлением компьютерных технологий. Произошедшие информационные революции повлекли за собой преобразования общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Современная информационная культура общества вобрала в себя все  предшествующие формы и соединила их в единое целое.

На сегодняшний день нам наиболее близко определение, в котором информационную культуру следует рассматривать, как «свойство личности позволяющее, с одной стороны, адекватно реагировать на процесс информатизации общества в целях саморазвития, а с другой стороны - влиять на процесс формирования информационной культуры общества, как гуманистической основы информатизации».[1] Изучая работы современных философов, социологов, педагогов, психологов  можно заметить, что все они, используя различную терминологию, придерживаются в общем-то одного и того же мнения:  для гармоничного развития личности в  условиях современного информационного общества человек должен

  1. Приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией.
  2. Обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям.
  3. Иметь мировоззрение информационного общества.

Литература

  1. Полякова Т.А. Информационная культура // Мир библиографии. — М., 1998. № 2.
  2. Атаян А. Информационная культура личности в условиях информатизации общества – М., 2004.
  3. Оленев С.М. Информационная культура на рубеже тысячелетий.- Краснодар,1999.
  4. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В.Макаровой.  – М., 1998.