Рейтинг@Mail.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА

Мишенина Галина Владимировна.

ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» г. Ростова-на-Дону

Информационная культура личности учителя  является неотъемлемой частью его общей педагогической культуры, а так же значимым показателем его профессионального развития. На основе теоретического анализа литературы можно выделить несколько подходов в понимании сущности информационной культуры личности.

Согласно западным стандартам, информационно культурным считается человек, который в состоянии определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать. Информационно культурный человек способен к дальнейшему обучению в течение всей профессиональной жизни.

По определению С.Д. Каракозова информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности, как системной характеристики человека (1). Она позволяет человеку эффективно участвовать во всех видах работы с информацией (получении, накоплении, передаче, кодировании, преобразовании). В состав информационной культуры включены:

Другими словами, информационная культура - это не только умение работать с прикладным программным обеспечением, и даже не умение программировать. Информационная культура - это, прежде всего, глубокое понимание сути процессов обработки информации. Она подразумевает наличие умений:

В терминологическом словаре по образованию и педагогике раскрывается понятие «информационная подготовка учителя», которая «должна включать знания и умения в области основ информатики, которые необходимы для его будущей профессиональной деятельности. Учитель должен знать основные типы документов и виды изданий в области образования; каналы и источники получения научно-педагогической информации; иметь представление о методах аналитико-синтетической обработки документов, информационно-поисковых языках, о способах поиска документов в библиотеках и базах данных. Он должен уметь пользоваться библиографическими каталогами, указателями и картотеками; ориентироваться в структуре книг и словарей; составить библиографию по определенной теме; создать с помощью компьютера фактографическую или библиографическую базу данных по изучаемой проблеме» (4, с. 141).

В педагогическом словаре  Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение: «Культура личности информационная – свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему» (2).

Н.М. Розенберг выделяет следующие компоненты информационной культуры:

Таким образом, при рассмотрении разных подходов в понимании информационной культуры, можно отметить, что это явление достаточно многокомпонентное.

Как показал анализ литературы, информационная культура личности позволяет обеспечить:

В век глобальной информатизации, которая охватила все сферы жизнедеятельности, современным образовательным пространством  востребован учитель, способный достигать социально-значимых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся; способный  успешно решать профессиональные задачи, толерантный, осознающий перспективы своего профессионального и личностного развития, психологически компетентный, готовый к педагогическому сотрудничеству, творчеству  и дельнейшему профессиональному  обучению. Другими  словами в современном информационном обществе востребован педагог-профессионал обладающим высоким уровнем развития профессиональной  компетентности, информационной культуры, конкурентоспособности.

Понятие профессионализма многомерно. В отечественных исследованиях профессионализм педагога  понимается как  интегральная характеристика деятельности, общения и личности (А.К. Маркова). Профессионализм описывается  через соотношение мотивационной  сферы и опрециональной сферы личности человека труда. Л.М Митина рассматривает профессиональное развитие как «рост, становление, интеграцию и реализацию в профессиональном труде личностных качеств и особенностей, профессиональных знаний и умений, но главное – активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой реализации в профессии» (3, с. 11)

А.Ф. Фонарев, уточняя понятие «профессионал» и изучая его содержание предлагает следующую трактовку: «профессионал – это человек осознавший свое личностное предназначение, являющийся субъектом своего труда и владеющий деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознавший свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения»(5,с. 237). Иными словами, профессионал характеризуется творчеством, свободой и ответственностью и, по мнению А.Р. Фонарева, профессионал определяется не принадлежностью к определенной профессии, а образом жизни, состоянию души (5, с. 239).

В современных условиях профессиональный рост не возможен без развития информационной компетентности. В условиях модернизации образования и информатизации педагогической деятельности фактором профессионального развития педагога выступает его информационная культура. Информационная среда стимулирует участников образовательного процесса на участие в принципиально новом виде коммуникации, ориентированной на деятельностный, операционный характер поведения. Данные тенденции привели к росту требований к информационной компетентности личности. Педагогу все больше требуются знания, сформированные умения и навыки эффективного взаимодействия с быстро меняющейся информационной средой, умения использовать предоставляемые ею возможности.

Педагогу необходимо осознать, что информационная культура не только часть его профессионального мастерства, но и органичная часть преподаваемого предмета. Информационная культура это не только показатель уровня его профессиональной компетентности, но и  условие его конкурентоспособности на рынке образовательных продуктов и услуг.

Информационная культура имеет свою структуру, в которой можно выделить два элемента:

И.Б. Котова подчеркивает, что информационную компетентность специалиста следует «взращивать» как и другие паттерны профессиональности. Различные программы и технологии развития профессионализма педагога должны содержать блок по развитию информационной культуры личности. Развитие информационной культуры педагога должно быть представлено тремя уровнями: когнитивным, эмоционально-ценностным, поведенческим.

Высокий уровень  информационного мировоззрения  педагога определяется выработкой у него собственной позиции, ценностного отношения к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, формированием мировоззрения о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком и также способах формирования этого компонента информационной культуры у своих учеников.

Развитие информационной культуры как фактора профессионального развития требует личностной и интеллектуальной готовности, наличия субъектной позиции педагога. Одним из путей работы по формированию и актуализации компонентов информационной культуры видится организация психологического сопровождения повышения квалификации педагогов.

Литература

  1. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. - 2000. - N2. - С. 41 - 55.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Издат. центр «Академия», 2000. 176 с.
  3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. дис. …д-ра психол.наук /Л.М. Митина. – М., 1995. – 43 с.
  4. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000. 367 с.
  5. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала /А.Р. Фонарев. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 560 с.