Рейтинг@Mail.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ SMART УСТРОЙСТВ

Мартынова Мария Сергеевна

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), г. Москва

Образовательный процесс в учебных заведениях претерпевает ряд изменений в связи с внедрением интерактивных SMART технологий. Преподаватели сталкиваются с проблемой эффективного использования нового оборудования, а также адаптирования учебных курсов под медийный и интерактивный стандарт. Сегодня разрабатываются электронные обучающие системы по разным предметам для работы с интерактивными досками SMARTBoard.

обсудить на форуме задать вопрос автору

В последнее время образовательный процесс в средних и высших учебных заведениях претерпевает ряд изменений в связи с внедрением интерактивных SMART технологий. Учителя и преподаватели прежде всего сталкиваются с проблемой эффективного использования нового оборудования, а также, адаптирования своих учебных курсов под медийный и интерактивный стандарт. Меняется и способ подачи учебной информации – применение средств мультимедиа, таких как аудио- и видео- системы, проекционные устройства, привело к использованию электронных библиотек по разным дисциплинам. Уже стало нормой подготовка и проведение занятия в виде мультимедийной презентации.

Технологии не стоят на месте — сегодня в учебных заведениях России все чаще можно встретить вместо маркерных досок — интерактивные доски SMARTBoard, а вместо библиотек наглядных пособий – мультимедийные электронные обучающие системы. В совокупности использование интерактивного оборудования (интерактивных досок SMARTBoard, интерактивных дисплеев Sympodium и др.) и новых электронных обучающих систем, а также электронных учебников позволяет ввести принципиально новый формат проведения учебного занятия. Всего лишь одно прикосновение к интерактивной доске SMARTBoard дает возможность перейти от одной темы занятия и другой, провести интеративные лабораторные занятия (даже при отсутствии настоящего лабораторного оборудования), протестировать и сделать видеозапись ответа учащегося специальным рекордером, встроенным в программное обеспечение интерактивной доски SMARTBoard.

Как правило, такие электронные обучающие системы содержат учебные материалы, систему тестирования, конструктор уроков, журнал преподавателя и поисковую систему. Электронные учебники объединяют в себе достоинства электронных энциклопедий, гипертекстовых учебников, программ-репетиторов с новыми учебно-методическими приемами.

С помощью тактильного управления интерактивной доской SMARTBoard можно легко и быстро настроить электронный учебник – включать специальные режимы просмотра (например, увеличение во весь экран нужного объекта), управлять звуковым сопровождением электронного занятия, создать свой урок, пользуясь специальным конструктором (прикрепить к уроку свои иллюстрации и ввести текстовую информацию), сделать графические комментарии маркером к изучаемой теме, или проставить оценки учащимся в электронном журнале, используя виртуальную клавиатуру интерактивной доски.

Применение электронных учебников на интерактивных досках SMARTBoard помогает делать образовательный процесс занимательным и интересным. Однако, работа на интерактивных досках SMARTBoard с такими учебниками имеет свою специфику – учебники должны иметь простой и понятный интерфейс, содержание с гиперссылками для быстрого перемещения по темам, большие кнопки навигации для удобства тактильного управления учебником с помощью интерактивной доски SMARTBoard, свободное место для добавления письменных комментариев к изучаемой теме, а также интерактивные задания, позволяющие не только быстро пройти тест с помощью тактильного управления интерактивной доской, но и записать ответ видеорекордером и сохранить его для дальнейшей оценки.

Сегодня начали разрабатываться специальные электронные обучающие системы по различным предметам, предназначенные для работы с интерактивными досками SMARTBoard. Учебный материал в таких обучающих программах представлен ярко и увлекательно в виде разных носителей информации — иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов и текстов, сопровождающихся словами диктора и музыкой.

Для проверки текущего уровня знаний учащихся в электронных учебниках разработаны специальные интерактивные задания. Это интерактивные лабораторные работы (например, по физике можно собрать электронную схему проводников), интерактивные кроссворды по изучаемой теме, интерактивные контурные карты (например, по географии можно на интерактивной контурной карте разместить страны и обозначить климатические пояса), интерактивное тестирование (например, по русскому или иностранному языку можно проверить орфографию и пунктуацию, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания), интерактивные контрольные вопросы с вариантами ответа. Система управления интерактивными заданиями дает возможность проверить ответы, посмотреть комментарии к ответам и просчитать оценочные баллы.

Внедрение интерактивных SMART технологий в сферу образования приводит к изменению самого процесса обучения. А разработка и дальнейшее использование электронных обучающих систем для работы на интерактивных досках SMARTBoard позволяют сделать процесс обучения интересным и творческим, а также обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний.