Рейтинг@Mail.ru

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "РАДУГА В КОМПЬЮТЕРЕ" – ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Варченко Виктор Иванович

Российский государственный университет им. И.Канта (РГУ им. И.Канта), г. Калининград

Использование компьютеров в начальной школе имеет проблемы, связанные с психическим развитием учащихся. Их решение мы видим в использовании игровых элементов. Для их реализации разработан и с 1993 года используется программно-методический комплекс "Радуга в компьютере". Его назначение – изучение предметов "Обучение грамоте", "Русский язык", "Математика", "Природоведение".

обсудить на форуме задать вопрос автору

К настоящему времени почти все школы России укомплектованы компьютерными классами, а многие учителя прошли обучение использованию компьютеров в своей деятельности. Все более актуальное значение приобретают вопросы разработки программно-методического обеспечения учебного процесса.

В начальной школе использование компьютерных технологий имеет свои проблемы, связанные с возрастными особенностями психического развития учащихся. Их стремление к игровой деятельности, эмоциональность, неспособность к проявлению длительных усилий, низкие волевые качества часто снижают эффективность учебного процесса, создают дополнительные затруднения для учителей. Как правило, учителя начальных классов имеют более низкую техническую подготовку для работы с компьютером по сравнению с их коллегами из старших классов.

Для применения компьютеров в начальной школе, с учетом перечисленных проблем, с 1993 года нами использовался программно-методический комплекс (ПМК) "Радуга в компьютере"[1-2]. Его основное назначение – формирование учебной деятельности при изучении предметов "Обучение грамоте", "Русский язык", "Математика", "Природоведение". К настоящему времени осуществлен его перевод для работы в среде "Windows".

Организация учебного процесса с применением ПМК строится аналогично особенностям изучения физики в старших классах. На традиционных уроках учащиеся получают основные знания, умения и навыки по учебным предметам, а в компьютерном классе, как в лаборатории, они развивают и закрепляют их на практике путем выполнения дидактических упражнений в среде компьютерных игр согласно учебной программе. При этом организация занятий не требует кардинальной перестройки учебного процесса, а их содержание основывается на использовании дидактических материалов типовых учебных программ 1-4 классов.

Занятия в компьютерном классе могут проводиться как учителем начального класса, так и учителем информатики. При этом выбор учебного материала осуществляет учитель начального класса с помощью специальных учебных пособий. Занятия могут проходить как за счет основных предметов (использование компьютера в качестве ТСО при изучении учебных предметов), так и при использовании элементов дополнительном образования, коррекционного и логопедического обучения, продленных групп, кружков. В Калининграде, например, ПМК активно используется для реализации дополнительного коммерческого обучения.

Основные достоинства ПМК:

Как показывает наш опыт, использование игровых ситуаций, соединенных с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для него, мобилизуя при этом его жизненный опыт и внимание, позволяя проявлять инициативу и творчество. Даже в худшем случае, когда основная цель игры не достигнута (т.е. задание за отведенное время не выполнено), она все равно развивает память и внимание ребенка, обогащая его опыт и знания.

Литература:

  1. Варченко В.И. ПМК "Радуга в компьютере" – технология игрового обучения в начальной школе. Журнал "Информатика и образование", №3. М.:, 2001.
  2. Варченко В.И., Жадобко Е.Б. Технология использования дидактических игр ПМК "Радуга в компьютере" при изучении природоведения в начальной школе. Материалы XII Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". Сборник трудов. Часть III. М.:, МИФИ, 2002.