Рейтинг@Mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кречетников Константин Геннадьевич

Тихоокеанский военно-морской институт (ТОВМИ), г. Владивосток

задать вопрос автору

Словосочетание "педагогический дизайн", впервые заимствованное и адаптированное из иностранной литературы несколько лет назад,  в настоящее время всё чаще появляется на страницах образовательных изданий.

Немалое внимание педагогическому дизайну уделяется в работах зарубежных педагогов и психологов. Должное внимание этому вопросу в России до недавнего времени уделялось в работах немногих исследователей, среди которых хочется выделить труды А.Ю. Уварова. Однако положение постепенно меняется в лучшую сторону. Осенью 2004 г. в РГРУ им. А.И. Герцена была проведена международная конференция посвящённая этому актуальному сегодня направлению.

Но, к сожалению и сегодня, немногие учителя и преподаватели чётко представляют, что же такое "педагогический дизайн", нет ещё до сих пор однозначного толкования смысла и содержания данного понятия. Попробуем немного приоткрыть занавес тайны над этим вопросом.

Если обратиться к словарю, то слово "дизайн" означает:

- рисунок (эскиз, чертеж) модель;

- план, замысел, стратегию;

- творческий проект, композицию;

- внешний вид, исполнение;

- произведение искусства;

- проектирование внешнего (эстетического) облика предмета или среды.

Последнее определение больше всего подходит для целей нашего исследования. Что же тогда представляет собой термин "педагогический дизайн"?

С нашей точки зрения педагогический дизайн – это область науки и практической деятельности, основывающаяся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающаяся вопросами разработки учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий и обеспечивающая наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс.

Педагогический дизайн основывается на следующих основных принципах:

- научности – использование теоретически обоснованных и проверенных на практике приёмов и методов организации учебного материала;

- наглядности – оправданное задействование при обучении максимального числа каналов восприятия информации обучающимся;

- доступности науки – обеспечение доступности научных знаний и используемости их обучающимися; уровень сложности знаний должен находились в зоне ближайшего развития обучающихся;

- зримости мышления – максимальный учет психологии восприятия и обучения, обеспечение  отражения хода процесса познания;

- непрерывности и преемственности – обеспечение согласованности учебных курсов, порядков, правил и средств их освоения;

- комфортности – обеспечение для  обучающихся удобства и эргономичности восприятия.

Основная цель педагогического дизайна – создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой, на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования.

Существует значительное число работ, доказывающих, что оцифрованная информация обладает существенно иными свойствами, чем информация, представленная в книгах, фильмах и т. д. Кроме этого, следует отметить, что при использовании информационных технологий в образовании роль педагогического дизайна многократно возрастает, поскольку многие функции преподавателя заменяются информационными технологиями. Насколько педагогически обоснованно, рационально и комфортно будет организована образовательная среда на основе информационных технологий, настолько эффективным и будет саморазвитие обучающихся [1].

Особенности развития педагогического дизайна автоматизированных обучающих систем  позволяют говорить о нём, как об особом виде творческой деятельности, основная часть которой – функциональная организация коммуникативной образовательной среды.

Педагогический дизайн информационных образовательных технологий оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучающихся, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому педагогический дизайн образовательной среды на базе информационных технологий не должен разрабатываться на интуитивном уровне.

Строгое следование канонам педагогического дизайна на первых шагах самостоятельной деятельности по проектированию образовательной среды с использованием информационных технологий позволит разработчикам в дальнейшем наиболее полно реализовать собственный творческий потенциал – обрести должную свободу и заниматься тем самым "креативом", который является заветной мечтой каждого заинтересованного, с душой подходящего к делу человека.

Литература

  1. 1. Кречетников К.Г. Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения. – М.: Госкоорцентр, 2002. – 244 с.