Рейтинг@Mail.ru

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ АСИОУ «ШКОЛА»

Баженов Иван Вячеславович, Кривошеева Елена Александровна, Хорева Евгения Александровна, Цыпленкова Екатерина Владиславовна, Швецова Светлана Владимировна

Городской центр развития образования (ГЦРО), г. Ярославль

обсудить на форуме задать вопрос автору

Информатизация управления муниципальным образованием – это, прежде всего, формирование единой управленческой информационной системы. Важнейшей составляющей этой системы является база данных мониторинга состояния муниципальной системы образования (МСО) по различным аспектам ее функционирования и развития.

Формирование и последующее постоянное обновление (актуализация) базы данных мониторинга МСО обеспечивает обратную связь в системе управления, так как позволяет в оперативном режиме получать данные о состоянии управляемого объекта и отслеживать изменения, происходящие в системе в процессе ее функционирования и развития. Это относится не только к управлению системой образования в целом, но и к управлению образовательным процессом на внутришкольном уровне.

Разработанная по заказу Управления образования мэрии г. Ярославля автоматизированная система информационного обеспечения управления образовательным процессом в школе (АСИОУ «Школа») предназначена для обеспечения мониторинга состояния образовательного процесса по наиболее существенным его аспектам и включает в себя ряд взаимосвязанных основных подсистем («Кадры», «Контингент», «Классы», «Образовательное учреждение», «Учебный процесс») и ряд прикладных подсистем.

Помимо основного своего предназначения – обеспечивать обратную связь в системе управления – АСИОУ решает целый ряд задач рутинизации школьного делопроизводства и информационно-аналитического обеспечения управления качеством образования на внутришкольном уровне, что делает целесообразным внедрение данной программной системы не только с точки зрения сотрудников органов управления образованием, но и с точки зрения руководителей образовательных учреждений.

Основные подсистемы (ОП) образуют базовый комплекс информационно-аналитической системы АСИОУ, структура которого обеспечивает принципиальную возможность мониторинга состояния образовательного процесса, в нем содержится необходимая информация об основных субъектах и объектах образовательного процесса (учащихся, педагогах, классах, учебных предметах) и о взаимосвязях между ними.

ОП «Образовательное учреждение» содержит сведения по каждому образовательному учреждению, необходимую для формирования сводных статистических отчетов из баз данных всех учреждений.

ОП «Кадры» обеспечивает следующие операции:

ОП «Классы» предназначена для ведения сведений о классах и списков учащихся, в этой подсистеме имеется система вспомогательных расчетных форм для ОШ-1.

ОП «Ученический контингент» обеспечивает возможность оперативного доступа ко всем связанным с конкретным учащимся данным, полученным с использованием прикладных подсистем (результатов тестирования, итоговых отметок, данных социометрических опросов и т.п.). Это дает возможность прослеживания и анализа динамики различных педагогических и социальных процессов в школе. Обеспечивается автоматическое формирование наиболее востребованных отчетов: форма для военкомата; списки девушек и юношей для поликлиники; личная карта учащегося; список учащихся, оставшихся на второй год; результаты обучения за учебный год; движение контингента; поствыпускное сопровождение и многие другие. Так же, как и в ОП «Кадры», имеется возможность создавать формируемые отчеты.

ОП «Учебный процесс» предназначена для организации взаимосвязи данных о преподавании педагогами учебных предметов в конкретных классах (с учетом списков учащихся классов и подгрупп) со сведениями из учебного плана, данными о специфике преподавания и используемых учебниках, с данными о результатах обучения.

Прикладные подсистемы (ПП) предназначены для мониторинга образовательного процесса по наиболее существенным аспектам.

ПП «Мониторинг успеваемости» предназначена для анализа учебного процесса с использованием четвертных, годовых, экзаменационных и итоговых отметок учащихся. Результаты обработки данных итоговой успеваемости представлены таблицами и диаграммами, отражающими структуру успеваемости класса и рейтинг учащихся, как в статике, так и в динамике. Кроме того, предусмотрена возможность создания формируемых отчетов, в которых можно задавать условия построения выборки, основания и глубину анализа.

ПП «Тестовый мониторинг» включает в себя программное обеспечение для анализа результатов:

и предназначена для обеспечения мониторинга качества усвоения учебного материала по результатам тестирования учащихся и используется при проведении анализа результативности учебного процесса.

Программная подсистема обеспечивает:

ПП «Авторский мониторинг» предназначена для анализа контрольных работ по параметрам, которые может задавать пользователь.

ПП «Социально-психологический мониторинг» включает в себя диагностику взаимоотношений:

Представление данных социально-психологического мониторинга реализовано в виде системы графических экранных форм с использованием принципов когнитивной компьютерной графики.

Подсистема «Социометрия» предназначена для исследования системы межличностных взаимоотношений учащихся. Ее применение направлено на информационное обеспечение принятия управленческих и педагогических решений, требующих осведомленности о состоянии взаимоотношений между учащимися. Программное и математическое обеспечение подсистемы разработано на основе социометрического метода Дж.Морено с использованием шкалы оценки отношений от «+3» до «–3».

Подсистема «ПК-метрия» предназначена для исследования системы взаимоотношений учащихся и педагогов, складывающихся в ходе учебного процесса. Оценка педагогической деятельности учителя со стороны учащихся каждого класса производится в ходе анонимного опроса. Ответы учащихся вводятся в базу данных подсистемы, в результате их обработки получаются усредненные оценки по классам, которые и используются в анализе. В качестве усредненной оценки учебной деятельности учащихся класса используется усредненная оценка из журнала, выставленная педагогом за четверть.

Подсистема «ОДК» предназначена для исследования организационно-деятельностной культуры учреждения путем анонимного опроса педагогического коллектива. Существует возможность модификации опросника. В подсистеме реализован блок статистической обработки, позволяющий провести факторный анализ данных для выявления внутренней структуры оргдеятельностной культуры, сложившейся в учреждении.

ПП «Диагностика общеучебных умений и навыков» предназначена для анализа техники чтения и устного счета. Предусмотрены табличные и графические формы представления индивидуальных и групповых результатов.

ПП «Диагностика готовности выпускников к получению профессионального образования» предназначена для статистической обработки данных, получаемых при проведении опросов выпускников 9 и 11 классов по Единой технологии доведения профориентационного минимума до учащихся (ЕТ). Технология является авторской разработкой Г.А.Белой, руководителя лаборатории анализа проблем и системных технологий на рынке труда Ярославского областного центра профориентации и психологической поддержки населения «Ресурс».

ПП «Психологическая диагностика» («Y») предназначена для осуществления психолого-педагогического сопровождения учащихся. Комплекс диагностических методик подбирается пользователем и вводится в подсистему: вопросы (пункты) методики, варианты ответов, баллы для каждого варианта, названия шкал, ключ для обработки и т.п. Для представления результатов обработки в подсистеме предусмотрены различные виды графических форм, которые могут выбираться по желанию пользователя.