Рейтинг@Mail.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ МОДЕЛИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В ЦИКЛЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Додонов Борис Михайлович

Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) МАДИ (ГТУ)

На основе интеграции трех компонент обновления учебного процесса:

обсудить на форуме задать вопрос автору

Многочисленные реформы в постановке образовательного процесса в техническом вузе очень редко затрагивают саму модель организации учебного процесса. Вместе с тем большие изменения в мотивационной сфере для большинства обучаемых (студентов) сильно изменились. Наши предложения вытекают исключительно из практического опыта, полученного на протяжении более чем сорока лет. Простое перечисление причин, повлиявших на мотивационную сферу уже не актуально. Все они на слуху у практических работников высшего образования в технических областях. На наш взгляд, более конструктивно рассмотреть конкретные предложения. Сейчас мы готовы поставить полномасштабный эксперимент по новой модели учебного процесса.

Подготовка к модернизации модели учебного процесса имеет три компоненты.

1.Для практической реализации новых информационных технологий в образовательном процессе на кафедре теоретической механики создана и оснащена учебная аудитория, которая предназначена как для проведения занятий, так и для подготовки методического обеспечения. Для выполнения этих функций в аудитории имеется следующее оборудование:

1. Главный компьютер. 2. Мультимедийный проектор. 3. Графический планшет. 4. Беспроводные устройства ввода: клавиатура и мыши. 5. Высокопроизводительный принтер. 6. Веб-камера. 7. Устройства работы с изображениями (сканирование, фотография, видеосъемка). 8. Копировальное устройство. 9. Два компьютера для индивидуальной работы студентов. 10. Световой проектор. 11. Классная доска для письма фломастерами. 12. Макеты устройств и механизмов.

Все компьютеры класса имеют выход в ИНТЕРНЕТ через локальную сеть. Число мест для размещения студентов при проведении занятий -26, что соответствует обычной группе. В аудитории имеется весь учебно-методический комплекс и при необходимости он оперативно пополняется. Информационную базу составляет компьютерный банк данных и комплекты печатных материалов (отдельный на каждого студента). Обычный формат проведения занятий — 4 часа.

Все аудиторные занятия проходят в классе. Так же в классе преподаватель проводит индивидуальную работу со студентами: проверка курсовых работ, консультирование. В этих случаях используется все учебное оборудование. Во время проведения занятий студенты слушают объяснительную часть, работают с печатными учебными материалами на рабочих местах и получают дополнительные материалы для самостоятельной работы дома. Весьма популярно получение индивидуальных учебных материалов в виде CD-ROM.

2.Учебный процесс организован на базе созданного учебно-методического комплекса по теоретической механике

Учебно-методический комплекс представляет единое компьютерное средство управления учебным процессом и одновременно является базой данных, содержащей все методические материалы по различным видам учебной работы. В настоящее время вся работа по созданию учебно-методического комплекса сосредоточена на формирование его структуры и наполнение её фактическим содержанием. По этой причине не используется специальная оболочка, а весь материал формируется исключительно средствами Microsoft office и при необходимости включаются исполняемые файлы , созданные другими программными средствами. В настоящее время комплекс включает следующие разделы. (Названия разделов приведены в виде принятых названий папок в электронной версии).

01.ПУТЕВОДИТЕЛЬ. 02.ВСЯ МЕХАНИКА. 03.СПРАВОЧНИК. 04.СОДЕРЖАНИЕ. 05.УЧЕБНИКИ. 06.КУРСОВЫЕ РАБОТЫ. 07.ОБУЧАЮШИЕ ПРОГРАММЫ. 09.УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. 10.РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЬ. 11.ТЕЗАУРУС. 12. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИКИ. 13.МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ. 14.РЕСУРСЫ.

Данный комплекс интегрирует несколько направлений:

3.Отдельной компонентой модернизации модели учебного процесса является встраивание в учебную дисциплину математического пакета MATHCAD. Внедрение математического пакета MATHCAD при изучении общетехнических дисциплин в настоящее время получает большое распространение. Наш пятилетний опыт показывает, что для этого есть все основания. Имевшиеся до этого многочисленные попытки применения универсальных языков программирования (FORTRAN, PASCAL др.) наталкивались на непреодолимое препятствие: программирование требовало времени в несколько раз большее, чем разработка собственно предметной части учебных заданий. Появление пакета MATHCAD полностью и навсегда сняло эти проблемы. Выполнение заданий с применением пакета MATHCAD не вызывает у студентов никаких затруднений, несмотря на то, что изучение этого пакета в курсе информатики не предусмотрено. Остался лишь один барьер на пути повсеместного принятия этого пакета как стандарта для выполнения учебных заданий. Этот барьер — инерция мышления консервативной части преподавательского состава. Основное возражение – «задачу решает не студент, а машина». Для того, чтобы побороть это мнение нужно пропагандировать использование пакета MATHCAD непосредственно в среде студентов. В рабочих материалах к докладу представлено множество работ выполненных студентами. Так же в докладе содержатся практические приемы использования пакета для решения конкретных задач.

Помимо использования пакета MATHCAD для выполнения учебных заданий достаточно широкие возможности этого пакета для сопровождения теоретического курса средствами визуализации движения механических систем.

Все три рассмотренные выше компоненты модернизации учебного процесса дали положительный эффект. Логика их использования привела к мысли, что нужен еще один шаг. Требуется пересмотреть структуру рабочего времени студента, нормированного в государственных образовательных стандартах в виде «трудоемкости изучения дисциплины». На наш взгляд, наличие мощных средств информационной поддержки при практически всеобщей обеспеченности студентов домашними компьютерами позволяет провести следующую перестройку структуры рабочего времени студента:

И главное — время индивидуальной работы студента с преподавателем увеличить в 4-5 раз, доведя до 8-10 часов на двухсеместровый курс. Расчеты показывают, что для педагогического коллектива эти изменения не влекут изменения общей педагогической нагрузки, хотя и меняют качественно её содержание.

Прогнозируемый и в значительной мере уже подтвержденный эффект предлагаемой модернизации — существенное повышение познавательной активности студентов и конечном итоге повышение качества подготовленного специалиста.