Рейтинг@Mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ ГУ-ВШЭ

Иванов Николай Владимирович, Гасанов Эльмир Вагидович

Государственный Университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), г, Москва

В августе 2005 года в летней школе бизнес-информатики ГУ-ВШЭ (http://bi-summerschool.hse.ru) в Болгарии была организована работа кафедры "Программирование на Delphi".

Занятия на кафедре программирования проводились в соответствии с методической концепцией, принятой в летней школе бизнес-информатики:

1. Обучение осуществляется только по желанию учащегося. Школьник может как присоединиться к занятиям на кафедре, так и покинуть их в любой момент.

2. Оценки на занятиях не выставляются.

3. Ориентация не только на приобретение знаний, но и на получение конкретного результата — работающей программы.

обсудить на форуме задать вопрос автору

Летняя школа бизнес-информатики ГУ-ВШЭ (http://bi-summerschool.hse.ru) в Болгарии проходила в детском лагере ЮНИОР (http://www.junio-r.ru) с 1 по 15 августа 2005 года. В 4-й смене была организована работа кафедры "Программирование на Delphi".

Школьниками 9 — 11 классов за указанный период были разработаны 5 проектов — программ в интегрированной среде программирования Delphi:

  1. Игра "Собери картинку" по принципу игры 15.
  2. Тест на знание автомобилей с предъявлением фото из Интернета (Porsche, Ferrari и т.п.)
  3. Тест о лагере ЮНИОР (в какой стране, какое море и т.д)
  4. Тест на знание английского языка (найти окончание фразы)
  5. Тест на знание английского языка (вставить пропущенное слово).

Занятия на кафедре программирования проводились в соответствии с методической концепцией, принятой в летней школе бизнес-информатики:

  1. Обучение осуществляется только по желанию учащегося. Школьник может как присоединиться к занятиям на кафедре, так и покинуть их в любой момент.
  2. Оценки на занятиях не выставляются.
  3. Ориентация не только на приобретение знаний, но и на получение конкретного результата — работающей программы.

Хотя оценки отсутствовали, фактически они были заменены системой очков, проставляемых в конце срока за участие в проектах. Максимально возможное количество очков 200 получил лидер группы, участвовавший в создании всех программ. Минимальное количество очков 80 получил школьник, подготовивший входной файл для теста на знание английского языка.

Необходимо отметить, что, в традициях лагеря ЮНИОР, в конце срока был проведен аукцион, на котором лотами были призы от спонсоров (Oracle, Softline, Zyxel, Бука, Лаборатория Касперского), а в роли денег, выступали очки, набранные школьниками. Поэтому в качестве одного из стимулов участия в проектах можно считать и материальную заинтересованность. Кроме того, немалую роль играло и моральное стимулирование, так как созданные программы демонстрировались всем детям и преподавателям, руководству лагеря на презентации проектов.

Ввиду недостаточного объема времени для проведения полноценного курса с изучением теоретических основ программирования, акцент был сделан на обучение на примерах [1-3].

По сравнению с традиционными формами обучения:

Вместо этого упор был сделан на внутреннюю мотивацию и заинтересованность. Важной особенностью занятий в летней школе бизнес-информатики было то, что школьники сами выбирали и планировали проект, который они хотели осуществить.

По итогам двухнедельных занятий можно сделать следующие выводы: обучение в летней школе бизнес-информатики повышает мотивацию и стимулирует самостоятельность школьников при изучении основ программирования.

Литература:

  1. Симонович С., Евсеев Г. Занимательное программирование: Delphi, M., ACTпресс, 2001.
  2. Культин Н. Delphi в задачах и примерах, С.Пб., БХВ, 2005.
  3. Желонкин А. Основы программирования в интегрированной среде Delphi. Практикум, М., БИНОМ, 2004.