Рейтинг@Mail.ru

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА РАСПРЕДЕЛЕННОСТИ

Горбунова Лариса Николаевна, Семибратов Алексей Михайлович

Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиПРО), г. Москва

В тезисах дано определение понятия «информационно-коммуникационная компетентность педагога», определены уровни ее сформированности. Сформулированы подходы к построению системы повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ (СПКПК-ИКТ). В качестве базового принципа, определяющего системно-функциональные характеристики СПКППК-ИКТ, заявлен принцип распределенности.

обсудить на форуме задать вопрос автору

Анализ изменений, характеризующих современную систему повышения квалификации (ПК) педагогов показывает, что в настоящее время наметились тенденции перехода к вариативной системе, предоставляющей педагогам возможность выбора учреждения ПК, к выбору обучающимися образовательных программ (освоен блочно-модульный принцип их построения), к обучению команд разного уровня и состава (административные команды, школьные команды, инновационные муниципальные команды), а не работников образования, направленных из разных регионов и образовательных учреждений, к включению слушателей в разработку содержания образовательных программ.

Произошла переориентация на индивидуальные образовательные маршруты. Отмечаются инновационные изменения технологий обучения на основе продуктного, проектно-программного, проектно-командного и исследовательских подходов; выстраивается психолого-педагогическая технология сопровождения повышения квалификации. Расширяется педагогический персонал: он включает теперь не только преподавателей, но и консультантов, модераторов, тьюторов, тренеров и др. Развиваются дистантные формы обучения, обеспечивается дистанционный консалтинг. Реализуется сетевое взаимодействие, отражающееся в создании сетевых, корпоративных образовательных программ, сетевых университетов.

Это происходит синхронно с ростом образовательного потенциала системы повышения квалификации (кадрового, научно-методического, материально-технического, финансового и др.) на всех ее уровнях – от внутришкольной методической работы и муниципальной методической службы до региональных и федеральных структур. Причем, ресурсная база отдельных учреждений, нередко формируемая на основе активности и предприимчивости руководства и персонала самих учреждений (особенно учреждений общего образования), обновляется и совершенствуется так успешно, что может составить конкуренцию образовательным институтам «вышестоящего уровня». В значительной мере это касается тех ресурсов, которые обеспечивают информатизацию образования.

Вместе с тем эффективность повышения квалификации педагогов в целом и СПКПК-ИКТ, в частности, не соответствует ее потенциальным возможностям. К причинам, объясняющим это состояние, мы относим существующее дублирование функций, отсутствие договоренностей в области компетенций и ответственностей, а также недостаточную разработанность механизмов экспертизы (в том числе, социально-педагогической) и сертификации

Обратим внимание на меры, которые нам представляются целесообразными для решения проблем развития СПКПК-ИКТ. Мы полагаем, что эффективность развития системы повышения квалификации педагогов в области информационных технологий может быть обеспечена (наряду с рядом других мер), если произойдет доопределение и переопределение функций подсистем, в уже формирующейся СПКПК-ИКТ. При этом в качестве ее системно-функциональной основы выступит принцип распределенности – функций, компетенций, ответственностей — в области формирования у педагогов информационно-коммуникационной компетентности.

Компетентность педагогов в области ИКТ рассматривается нами как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности. Причем, с учетом возможностей и ограничений, которые, во-первых, обусловлены технико-технологическими параметрами самих ИКТ и особенностями информационно-образовательной среды образовательного учреждения, в котором работает педагог, во-вторых, определяются задачами обучения и воспитания (конкретизированными в рамках отдельного образовательного учреждения) и их предметной спецификой, в-третьих, связаны с профессионально-личностными особенностями самого учителя.

ИКТ-компетентность представлена: знаниями о технологиях, их возможностях и ограничениях для решения педагогических задач, включая осведомленность о профессионально-личностных возможностях и ограничениях в области применения ИКТ; умениями комплексно использовать ИКТ в педагогической деятельности (в образовательном процессе, в совершенствовании и развитии профессиональной деятельности и для непрерывного профессионального педагогического образования); опытом самостоятельного и инициативного применения комплекса ИКТ в педагогической деятельности; ценностным отношением к использованию ИКТ в педагогической деятельности и к пополнению знаний, совершенствованию умений и развитию опыта в области ИКТ;

Наше понимание распределенности связано с упорядочением и разделением компетенций между учреждениями системы дополнительного профессионального педагогического образования (СДППО), осуществляющими ПКПК-ИКТ. Конкретными носителями такой распределенности являются программы ПКПК-ИКТ. Они различаются, прежде всего, тем, что нацелены на формирование разных по уровню ИКТ-компетентностей. Реализация таких программ осуществляется учреждениями системы повышения квалификации также разного уровня.

На уровне образовательного учреждения реализуются программы повышения квалификации педагогов в области ИКТ, которую мы определяем как ИКТ-грамотность (или минимальную[1] компетентность). Она представляет собой систему знаний учителя — об информационно-коммуникационных технологиях как об инструменте деятельности и коммуникации, об их возможностях и ограничениях для решения задач в области получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации, а также умений применять ИКТ на общеобразовательном уровне, то есть на уровне элементарного пользователя.

На муниципальном уровне (в структурах муниципальной методической службы) формируется ИКТ-умелость (или медиальная компетентность). Она характеризуется сформированностью у учителя знаний и умений в области ИКТ, и проявляется в способности педагога фрагментарно использовать ИКТ в своей педагогической деятельности как осваиваемое педагогическое средство, но при наличии методической поддержки, по указаниям и инструкциям, ориентируясь на существующие методические рекомендации и разработки.

На региональном уровне (учреждения СДППО) происходит формирование ИКТ-компетентности (или полной компетентности). Отметим, что программы ПКПК-ИКТ, обеспечивающие формирование такой компетентности, ориентируют педагогов на использование ИКТ не только для обучения и воспитания учащихся, но и в целях собственного непрерывного профессионального педагогического образования.

На федеральном уровне СПКПК-ИКТ разрабатывается стратегия повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий и осуществляется координация деятельности всех подсистем повышения квалификации. На этом уровне организуется взаимодействие специалистов в области разработки учебно-программного материала для ПКПК-ИКТ и реализуется повышение квалификации педагогических команд регионального уровня. Формируется сетевое сообщество экспертов программ и методических продуктов, происходит экспертиза этих документов и материалов, обеспечивается супервизия процесса повышения квалификации педагогов в области ИКТ.

СПКПК-ИКТ, построенная на основе принципа распределенности, является многоуровневой системой, а ее характеристики соответствует представлениям о ней, как об открытой развивающейся системе, способной к самоорганизации и к саморегулированию.

Литература:

  1. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Освоение информационных и коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально личностное развитие / Информатика и образование №7. 2004. с. 91-96.
  2. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система / Педагогическая информатика. № 3. 2004.с. 3.

[1] Такие уровни ИКТ-компетентности, как минимальная, медиальная и полная предложены А.Л.Денисовой