Рейтинг@Mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК «УЗЛА» СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Зырянов Геннадий Петрович, Калашникова Наталья Григорьевна

Администрация Алтайского края, Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (АКИПКРО), г. Барнаул

В докладе раскрывается процесс создания Алтайского регионального центра дистанционного образования как реализация проектного метода. Сформулированы назначение, цели и задачи Центра по следующим направлениям деятельности: образовательное, научно- исследовательское, информационно- методическое, организационно- управленческое, программно- техническое обеспечение.

задать вопрос автору

Создание регионального центра дистанционного образования (РЦДО) рассматривалось Комитетом администрации края по образованию и ректоратом ИПК как возможность выработки стратегии и механизмов управления развитием образовательной компьютерной сети региона, развития сетевого взаимодействия субъектов повышения квалификации работников образования. Демократический характер управления становлением РЦДО обеспечивался использованием программно- целевого подхода, реализуемого в процессе проектирования новой структуры ИПК и механизмов ее «вписывания» в функционирующую систему. Проектирование предусматривало следующие этапы:

  1. Анализ сотрудниками ИПК своей профессиональной ситуации, выделение и описание основных проблемных ситуаций, связанных с дистанционным повышением квалификации педагогов края.
  2. Построение идеального образа своей будущей деятельности (расхождение между желаемым и действительностью позволили сформулировать ближайшие и перспективные цели деятельности РЦДО, его команды). Основная цель первого этапа деятельности РЦДО связана с развитием у педагогов информационно- коммуникационных умений и способов деятельности. Моделирование итоговых результатов этого развития обусловило формулирование участниками некоторых конкретных показателей, характеризующих подготовленность педагогов к использованию информационно- коммуникационных технологий в профессионально- педагогической и самообразовательной деятельности и выделение трех уровней готовности (базовый, уровень применения, творческий). Это позволило определить основные требования к:
  3. Планирование деятельности (определение объемов работ и сроков выполнения конкретных шагов, определение способов и форм оценки степени успешности осуществления предполагаемых шагов);
  4. Оформление проекта (оформление результатов проведенной рефлексивно-аналитической работы в виде педагогического проекта будущей деятельности РЦДО).

Таким образом, было определено основное назначение Алтайского РЦДО, интегрирующегося в существующую систему повышения квалификации в качестве структурного подразделения ИПК. Оно заключается, прежде всего, в том, чтобы развивать в крае сетевое взаимодействие субъектов методической деятельности по оказанию дистанционных образовательных услуг: обучения информационным технологиям, дистанционного консультативного взаимодействия (в том числе по вопросам использования ИКТ), методической поддержки муниципальных ресурсных центров.

Назначение конкретизируется в следующих целях:

Для достижения этих целей Алтайский РЦДО ставит в качестве ведущих такие задачи:

В области образовательной деятельности:

В области научно-исследовательской деятельности:

В области информационно- методического обеспечения:

В организационно-управленческой деятельности:

В области программно-технического обеспечения:

Ценность проведенного проектировочного семинара заключается прежде всего в самоопределении членов коллектива на развитие собственной профессиональной деятельности, на разворачивание деятельности по направлениям. В организационной структуре Центра были определены отделы, обеспечивающие управление и поддержку сетевого взаимодействия (См. рис.1)

Рис.1

В настоящее время деятельность РЦДО регламентируется следующими локальными актами: положения об РЦДО, его отделах, о порядке финансирования по целевой программе «Повышение квалификации педагогических работников, о дистанционных курсах повышения квалификации, о порядке расчета стоимости дистанционных курсов повышения квалификации, функциональные обязанности сотрудников РЦДО, о конкурсе методических структур края по становлению сетевого взаимодействия; Программа информатизации образования в крае; план работы РЦДО.

В процессе проектирования разработаны три основных модели курсов повышения квалификации педагогов в области ИКТ:

В настоящее время каждая из этих моделей обеспечена учебным и учебно- тематическими планами, учебными программами, методическими материалами и заданиями.

Курсы базовой подготовки включаются в качестве модуля в учебные планы всех курсов, проводимых ИПК. Проблемно- ориентированные курсы, их учебно-методическое обеспечение создано по следующей тематике:

Проблемы, которые возникли на сегодняшнем этапе становления РЦДО:

Следующий проектный шаг требует организации сетевого взаимодействия разных субъектов повышения квалификации на принципах социального партнерства.